Недавним приказом Минкультуры России № 1321 регламентировало ведение Ростуризмом единого федерального реестра туроператоров. Напомним, в соответствии с документом заявитель (туроператор) предоставляет Ростуризму сведения о себе для включения в единый реестр.

Новый приказ ведомства от 06.05.2016 № 1001 «Об утверждении порядка представления электронных документов в единый федеральный реестр туроператоров» определил: подача юрлицами необходимых документов будет осуществляться в электронном виде и через портал gosuslugi.ru.

«Суть реестра — фиксирование наличия финансовой ответственности туроператора. Включение и исключение из реестра эквивалентно наличию или отсутствию права осуществлять туроператору свою деятельность», — пояснил Владимир Алеев, эксперт компании «ХэндиСофт».

В соответствии с приказом заявителю будет необходимо предоставить заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде XML-файла, а также довольно внушительный пакет документов, в числе которых договор страхования гражданской ответственности за неисполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта и/или банковскую гарантию исполнения обязательств по такому договору.

И в этой связи стоит отметить малоприятный факт возможного лишения страховых компаний лицензии Центробанком. Информация об отозванных лицензиях появляется на сайте Ростуризма. В этом случае туроператору придется оперативно застраховать деятельность в другой компании и сообщить об этом в Ростуризм также посредством портала, оформив заявление о внесении изменений в сведения о туроператоре.

Для заявителей, намеревающихся осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, к списку прибавится отчетность (ст. 17.7 Закона о туристской деятельности), а также документы, подтверждающие уплату взносов в резервный фонд объединения туроператоров и фонд персональной ответственности туроператора и общую цену туристского продукта за год. Сведения передаются в отсканированном виде, подписываются, за небольшим исключением, простой электронной подписью и загружаются в систему подачи документов в виде отдельного файла.

«С одной стороны реестр для туроператоров — это оперативное осуществление деятельности без сложного документооборота. Перевод в электронный вид предполагает ускорение процесса. Например, если страховую компанию закроют, это означает и автоматическое исключение туроператора из реестра. Если он затем застраховался в другой страховой компании и передал соответствующую информацию, сведения о нем снова вносятся в реестр», — отметил г-н Алеев.

Настоящий приказ вступает в силу с января будущего года. К этому времени начнет действовать порядок возмещения туристам ущерба из средств фонда персональной ответственности туроператора, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 № 779. А также предписание о передаче документов о соответствии руководящих лиц туроператора всем необходимым требованиям, передать которые также можно будет в электронном виде (Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 № 780).