В качестве примера успешного хода ИТ-импортозамещения в российском госсекторе на пресс-конференции, состоявшейся в Москве 27 сентября, глава Минкомсвязи Николай Никифоров объявил о заключении «крупнейшего контракта на внедрение отечественного программного обеспечения». Речь идет о проекте на сумму в 40 млн. рублей, согласно которому Ростелеком (исполнитель) обязан до конца текущего года развернуть и запустить в эксплуатацию в Департаменте информационных технологий (ДИТ) Москвы почтовую систему на 6000 рабочих мест на базе решения «МойОфис Почта». Речь идет о внедрении серверной части решения, при этом в качестве почтовых клиентских программ будет использоваться уже имеющееся у заказчика ПО (Outlook, браузеры и пр.).

Правда, как выяснилось по ходу мероприятия, отечественные программные продукты приобретались в России по государственным контрактам и раньше, причем речь порой шла и о более существенных суммах. Однако, как пояснил министр, уникальность данного контракта заключается в том, что в его техническом задании было впервые в явном виде прописано требование, чтобы был задействован софт, зарегистрированный в Реестре российского ПО, и что еще очень важно: в качестве заказчика и поставщика выступают две крупнейших в стране структуры — правительство Москвы и национальный телеком-оператор Ростелеком. Впрочем, по ходу презентации выяснилось, что у проекта этого есть еще некоторые любопытные особенности.

В чем цель данного проекта, что вызвало необходимость его реализации и каковы планы по его возможному продолжению? Отвечая на эти вопросы министр правительства Москвы, руководитель ДИТ Артем Ермолаев пояснил, что к настоящему времени в качестве основной почтовой платформы в столичном аппарате управления используется Microsoft Exchange, на базе которой развернуто около 60 тыс. рабочих мест. Но всего в московской хозяйстве уже сегодня трудится около 600 тыс. человек, чьи потребности сейчас закрываются разного рода другими решения. В плане оптимизации ИТ-инфраструктуры города есть намерение перевести все правительственные органы на единую почтовую платформу. В принципе, по оценкам специалистов ДИТ, используемая Microsoft Exchange в техническом плане способна решить эту задачу, но, как сказал московский ИТ-министр, этот продукт не очень подходит Москве из-за недостаточной гибкости и неготовности вендора «идти навстречу пожеланиям заказчика».

«Существующие возможности не позволяют нам, например, получить оптимальный для пользователей интерфейс, есть определенные ограничения по интеграции с другими решениями, адаптации к нашим бизнес-процессам. Решение этих вопросов требует подключения разработчиков самого вендора, но Microsoft — это огромная корпорация, где решения принимают и реализуют не очень быстро, при этом нужно понимать, что российские заказчики, пусть и такие крупные как московское правительство, находятся совсем не в начале списка ее приоритетов. В этой ситуации, нам, конечно, лучше иметь дело с российским разработчиком, с которым можно было бы удобнее и проще решать подобные вопросы», — пояснил Артем Ермолаев. Именно это обстоятельство стало главным аргументом для того, чтобы в конкурсном задании было в явном виде записано требование, что продукт должен быть отечественным.

Но далее последовал другой вопрос. В корпоративных кругах давно известен принцип: для реализации масштабных ответственных проектов нужно выбирать продукт, версия которого имеет номер 2.0, а еще лучше — 3.0 и выше. То есть выбирается технология, опробованная в ходе широкого отраслевого применения, доведенная разработчиков «до ума», с наличием определенных гарантий по производительности, масштабированию. Как же можно было выбрать для реализации крупного проекта выбрать продукт, первая версия которого была представлена менее года назад и об «историях успехов» которого пока ничего не известно? Тем более, что в России есть известные, давно работающие именно в почтовой сфере, компании, в частности, Mail.ru.

Тут глава ДИТ пояснил, что московское правительство, принимая решение об ориентации на российские разработки, отлично осознавало подобные риски, но в данном случае оно посчитало, что должно выступать не только как «просто заказчик», который хочет оптимальным образом решить свою чисто потребительскую задача, но и в роли «катализатора» развития российской софтверной отрасли. «Мы отлично понимаем технологические риски работы с новым продуктом, но Москва — это не только самый крупный регион страны, но и лидер в плане использования разного рода инноваций, в том числе ИТ, — сказал г-н Ермолаев. — Мы хотим активно участвовать в поддержке развития отечественных ИТ, понимая, что это отвечает стратегическим интересам и нашего мегаполиса, и страны в целом. При этом мы уверены, что сможем, опираясь на свой опыт и квалификацию такого мощного партнера, как Ростелеком, решить возможные „проблемы первой версии“ выбранного продукта. К тому же данный пилотный проект будет развертываться именно в нашем департаменте, пользователями будут достаточно опытные ИТ-специалисты, это поможет нам быстрее преодолеть трудности начального освоения новых для нас технологий».

В объявленном летом конкурсе свои предложений представили три кандидата (кто именно, участники пресс-конференции не смогли ответить, но там не было «Яндекса» и Mail.ru), в результате победителем стал Ростелеком, предложивший решение на базе продукта «МойОфис Почта» компании «Новые облачные технологии» (НОТ). Такая связка вендора и системного интегратора (Ростелеком в последнее время активно продвигает себя в такой роли). Отвечая на вопрос, чем объясняется довольно высокая стоимость проекта (получается около 6 тыс. руб. на одно рабочее место, что в целом выше, чем у аналогичных предложений Microsoft), руководитель ДИТ сказал, что в эту стоимость заложены также работы по доработке продукта под дополнительные требования заказчика.

Нужно отметить, что Ростелеком и НОТ связывают известные предпринимательские отношения: бывший вице-президент Ростелекома Андрей Чеглаков является основным владельцем НОТ, другим совладельцем до недавнего времени был действующий вице-президент Ростелекома Алексей Басов.

Система «МойОфис Почта» будет развернута в дата-центрах ДИТ, по итогам реализации данного пилотного проекта будет принято решение о масштабировании решения на все 600 тыс. пользователей, находящихся в поле ответственности ДИТ, но в любом случае реализация следующих этапов будет также проводиться на конкурсной основе. Со своей стороны президент Ростелекома Сергей Калугин сообщил, что его компания будет продвигать продукт «МойОфис» и в виде облачного сервиса, которому вполне по силам стать заменой Microsoft Office 365.