«Электронный бюджет» оценит эффективность расходов.
Сообщение под таким заголовком появилось 21 февраля на сайте Министерства экономического развития РФ.
Речь в нем шла о том, что министр экономического развития РФ Максим Орешкин принял участие в заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Источник: сайт Правительства РФ, февраль 2017 г.
На упомянутом выше заседании обсуждались вопросы о закупках отечественного программного обеспечения и микроэлектроники, а также о создании системы «Электронный бюджет». Среди прочего, на данном заседании было отмечено: “Разработка этой темы начата, когда доля иностранной продукции в этом сегменте рынка была очень высокой. Около 75% всего софта, который приобретали для госсектора, были зарубежными программами… Теперь существуют ограничения по допуску иностранного программного обеспечения к участию в государственных закупках. Информация о существующем российском программном обеспечении вносится в специальный реестр, который существует с начала прошлого года. Он уже содержит сведения о почти 3 тыс. программных продуктов и продолжает пополняться…”.
Впрочем, есть и более конкретные цифры о том, сколько процентов ПО, приобретаемого для госсектора, является зарубежным (причем с разбивкой по категориям и подкатегориям). Они содержатся в приказе Минкомсвязи России № 96 от 1 апреля 2015 г. «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения». Этот план (c указанием предполагаемой динамики доли импорта софта). Этот план вы видите ниже.
Источник: сайт Минкомсвязи
Разумный, в общем-то, план был. Причем с конкретными цифрами и сроками. Да и первоапрельский приказ Минкомсвязи № 96 пока никто не отменял. Но где промежуточные итоги его выполнения?
Кто, к примеру, может сказать, сколько бюджетных денег в минувшем году было потрачено на приобретение для госструктур софта, перечисленного в трех основных категориях вышеупомянутого плана?
Понятно, что собирать с госструктур сведения о том, сколько именно денег они потратили на зарубежный софт, а сколько – на отечественный (да ещё в эпоху стремительно набирающей популярность модели SaaS) – дело хлопотное и времязатратное. Но можно поступить проще. Смотрите: раз уж есть Реестр отечественного ПО, насчитывающий почти три тысячи строк, то давайте подсчитаем, на сколько рублей этого ПО (для каждого из основных разделов этого Реестра) приобрели госструктуры в минувшем году. А потом посмотрим, какой эта цифра станет по итогам нынешнего года.
На мой взгляд, сравнение этих цифр будет более объективно отражать эффективность политики импортозамещения ПО, чем длина Реестра отечественных программных продуктов. И чем трудно вычисляемые среднебольничные доли отечественных программных продуктов.
Однако согласитесь, что если какой-то конкретный софт длительное время никто не приобретает (или приобретает в совершенно мизерных количествах), то полезность такого рода софта (даже если он включен в госреестр) вызывает большие сомнения...