Информация “1С” о начале “мягкого” сворачивания продаж линейки продуктов “1С:Предприятия 7.7” (1СП77) вызвала на рынке двойственную реакцию. Многие из тех, кто имеет дело с этим ПО (партнеры, заказчики), выразили сожаление и даже разочарование: “Зачем ставить крест на проверенном временем, востребованном продукте”. Те же, кто знает о бизнесе “1С” больше по публикациям в СМИ, скорее, удивились: “А разве 7.7 до сих пор продается?”

Действительно, публичное обсуждение темы экономического ПО фирмы “1С” на протяжении последних лет в основном связано с ее платформой “1С:Предприятие 8” (1СП8). Но на самом деле все эти годы (после выпуска 1СП8 прошло уже пять лет) продажи бизнес-приложений на базе 1СП77 не только не прекращались, но и даже весьма активно расширялись. Ситуация для ИТ-рынка необычная и даже парадоксальная: обычно вендор после выпуска нового варианта продукта довольно быстро сворачивает продажи старых версий. Своеобразная политика “1С” в этом отношении выглядела немного загадочной.

Сама “1С” объясняла свою позицию довольно просто: зачем сворачивать то, что знакомо заказчикам и продолжает оставаться востребованным ими? Действительно, хотя развитие базовой функциональности семейства приложений 1СП77 было прекращено еще в 2003 г., его продажи росли довольно быстрыми темпами. Правда, в 2006-м вроде бы абсолютные поставки 1СП77 впервые сократились (-3%), но на следующий год опять резко возросли — на 79%, совсем немного уступив по темпам 1СП8 (84%). Так или иначе, но даже в 2007 г., семейство 1СП8 не смогло догнать 1СП77 по абсолютным показателям продаж.

И все же объяснения “1С” воспринимались экспертами, как не очень убедительный довод. Ведь поддержка вендором продаж двух линеек продуктов — это довольно существенные дополнительные затраты, а учитывая доминирующее положение “1С” на рынке СМБ, задача заставить пользователей “полюбить” новую платформу представляется не столь уж сложной. Конечно, секрет долголетия 1СП77 кроется не только в заботе о заказчиках.

Во-первых, нужно иметь в виду, что “1С:Предприятие” — это в первую очередь технологическая платформа. Для создания на ее основе прикладных решений нужно время. Продвижение же 1СП8 на рынок “1С” начала с разработки не аналогов старых приложений, а качественно новых программ, нацеленных на новые сегменты рынка, корпоративных заказчиков. Фактически лишь два года назад прикладной функционал 1СП8 полностью покрыл возможности 1СП77.

Во-вторых, именно на базе 1СП77 было решено развивать продукты для относительно новой для “1С” сферы бюджетных организаций*. Одна из причин тому: 1СП77 менее требовательна к мощности аппаратных средств, что для государственных структур является важным моментом.

В-третьих, узким местом в темпах продвижения 1СП8 довольно долгое время была не очень высокая готовность партнерской сети (особенно небольших компаний-франчайзи) к освоению новой платформы (это требовало серьезных затрат на переподготовку кадров).

И наконец, в-четвертых, клиентам по ряду причин действительно больше нравилась линейка 1СП77. Например, потому что ее обновление проводилось “1С” бесплатно, а для 1СП8 фирма перешла на другую модель технической поддержки своих продуктов — через платную подписку на диски информационно-технологического сопровождения. Нужно также учитывать, что в случае “силового” прекращения поставок 1СП77, этой ситуацией могли бы воспользоваться пираты, которые сразу бы среагировали на наличие неудовлетворенного рыночного спроса.

Почему же сейчас “1С” все же решила начать сворачивание 1СП77 экономическими методами? Прежде всего нужно отметить, что перечисленные выше проблемы за прошедшие пять лет практически решены: функционал 1СП8 полностью покрывает возможности 1СП77, в том числе для малых предприятий, аппаратная база заказчиков (и бюджетных тоже) вполне соответствует требованиям новой версии, не так остро стоят вопросы переподготовки кадров в партнерской сети, и российские клиенты психологически вполне смирились с мыслью, что за обновление и поддержку бизнес-приложений нужно платить.

Еще в январе, говоря о планах компании в новом году, директор “1С” Борис Нуралиев подчеркнул, что именно сейчас наступает момент расширения использования платформы 1СП8 для создания решений для небольших компаний и бюджетной сферы, где пока преимущественно использовалась версия 7.7. Вместе с тем весьма характерно, что прежде чем, объявить об изменениях в ценах и правилах поставки 1СП77 (но пока только для хозрасчетных организаций) “1С” провела опрос партнеров, которые в большинстве своем выразили одобрение этого шага. Что касается позиции потребителей, то она видна из данных о темпах продаж “1С:Предприятия” за I квартал 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом годичной давности: рост поставок 1СП8 — 70%, 1СП77 — 0%. Впервые по абсолютным объемам 1СП8 опередила 1СП77.

Но говоря о причинах сворачивания продвижения 1СП77, нужно сказать еще об одной важном моменте. По-видимому, уже в самом недалеком будущем (возможно, в конце лета) “1С” выпустит на рынок новую версию платформы — 8.x. Как известно, для использования возможностей этой системы потребуется достаточно серьезная переработка прикладных решений . То есть начнется формирование новой линейки бизнес-приложений 1СП8.x, которая, в свою очередь, будет еще долгое время сосуществовать на рынке с нынешней группой продуктов 1СП8. Понятно, что в этой ситуации поддержка третьего сходящего со сцены направления станет для “1С” неоправданной роскошью.

* С 2004 по 2007 гг. “1С” смогла повысить долю дохода от продаж в бюджетную сферу с 8 до 20% при общем росте поставок экономического ПО за этот период в три раза.

Версия для печати