“Предприятие будущего” — под таким названием в Москве прошел десятый юбилейный “Бизнес-форум IBM”. Не вызывает сомнений, что заявленная тема была утверждена еще до того, как разразился мировой финансовый кризис, поскольку точно под таким же названием в начале нынешнего года под эгидой IBM Global Business Services было проведено исследование, в рамках которого опрашивались генеральные директора и топ-менеджеры более чем тысячи предприятий из разных стран мира. Его результаты, представленные генеральным директором IBM EE/A Кириллом Корнильевым, отражают, конечно же, совсем не ту экономическую ситуацию, которая сложилась сегодня, но, как это ни удивительно, во многом они злободневны. Тем не менее, размышляя о том, какие качества помогут той или иной организации стать “предприятием будущего”, не следует забывать о главном: такому предприятию прежде всего нужно еще дожить до будущих времен.

Сформировавшийся на основе коллективного разума участников опроса облик “идеального предприятия будущего”, характеризуется пятью главными качествами: способностью и желанием проводить изменения, умением предлагать революционные инновации, стремлением к интеграции в глобальную экономическую среду, способностью пойти на радикальные преобразования бизнес-модели, трансформирующие общий отраслевой ландшафт, и осознанием собственной социальной ответственности. Слово “изменения” было чуть ли не самым популярным на данном форуме, и даже девиз мероприятия “Хватит ждать перемен — пора ими управлять” лишний раз подчеркивал важность этой темы. Впрочем, в нынешней обстановке девиз это звучал скорее тревожно, чем оптимистично. Воистину, мы дождались перемен, но, фигурально выражаясь, вместо ожидавшегося гарцевания на породистом скакуне, сегодня управленцу приходится думать о том, как удержаться на спине разъяренного быка.

Тем не менее уметь управлять изменениями в нынешних условиях важно, как никогда ранее: чтобы выжить, нужно меняться. Для этого есть разные рецепты. Так, вице-президент Economist Group Дэниэл Торнили считает, что у российских предприятий есть реальный путь в глобальную экономику, связанный с приобретением подешевевших западных активов. Но для этого им следует повысить качество корпоративного управления и гарантировать выполнение нормативных требований регуляторов, для чего необходимо применение самых современных информационных технологий. Ему возразил президент компании “Ситроникс” Сергей Асланян, который отметил, что выход на международные рынки для российских компаний сильно затруднен из-за протекционизма со стороны крупных глобальных игроков, не позволяющих остальным играть с ними на равных.

Хотя в самом начале форума Кирилл Корнильев подчеркнул, что с учетом нынешней экономической обстановки в фокусе этого мероприятия будут вопросы бизнеса, а не ИТ, на секционных заседаниях нашлось место и тому и другому. Четыре секции функционировали, как своеобразные клубы директоров: генеральных, финансовых, отвечающих за ИТ и информационную безопасность. Как всегда, активно обсуждалась роль CIO. Согласно упомянутому выше исследованию, в большинстве стран CIO уже давно не рассматривается в качестве руководителя вспомогательного технического подразделения и, как правило, подчиняется непосредственно генеральному директору. Более того, как убежден председатель правления СоДИТ Борис Славин, ИТ-директор занимает совершенно уникальную позицию в руководстве компании, поскольку, принимая непосредственное участие в автоматизации всех основных бизнес-процессов, он становится коммуникационным посредником между главами отдельных направлений и подразделений.

Отраслевых секций было тоже четыре. Судя по повестке дня, в ближайшей перспективе наиболее активными потребителями ИТ-решений организаторы форума считают телеком, банки, энергетику и государственный сектор. Впрочем, особой активности со стороны государственных чиновников на этом форуме не наблюдалось, несмотря на традиционные заявления о необходимости развития государственно-частного партнерства и социальной ответственности, настойчиво звучавшие со стороны ИТ-общественности.

Версия для печати (без изображений)