Способы, которыми пользовались для выживания компании в период Великой депрессии, остались актуальными для современных ИТ-лидеров и сейчас. Хотя ИТ-индустрия в том виде, как мы ее знаем сегодня, в те времена не существовала, некоторые ее направления уже были, правда, в зачаточном состоянии. Давайте посмотрим, как эта ранние ростки ИТ чувствовали себя в те далекие времена.

Одна из наиболее драматических историй той жестокой эпохи связана с компанией IBM. Как написано в книге Кевина Мани “Бродяга и его машина: Томас Уотсон-старший и создание IBM”, легендарный директор решил, несмотря на надвигающийся экономический спад, сохранить фабричные помещения и станки, а продукцию помещать на склад. Между 1929 и 1932 гг. он увеличил производственные мощности IBM на треть. В самом разгаре депрессии, в 1932-м, Ватсон решил инвестировать примерно 6% годового оборота компании в исследовательскую лабораторию.

Все это почти убило компанию. Однако дело спасла новая масштабная правительственная компания по обеспечению социальной безопасности, принятая президентом Франклином Д. Рузвельтом в 1935 г. Она же создала для IBM огромный рынок бухгалтерских машин. С тех пор Голубой гигант доминировал в растущей ИТ-отрасли еще полвека.

Еще один старожил ИТ-рынка — компания AT&T -- начисляла дивиденды даже во время депрессии, хотя стоимость акций сильно упала и руководству пришлось сокращать штат и производство. Но телефонная технология и инфраструктура продолжали развиваться даже в годы спада. Программа электрификации сельских регионов, которая потом была расширена и на телефонную связь, стала еще одной правительственной акцией, которая помогла заложить основу информационной экономики.

Нет сомнений в том, что это была иная эпоха. Но масштабные правительственные программы и тогда играли важную роль для выхода из кризиса. Даже Нуриэль Рубини, экономист из Нью-Йоркского университета, известный своими печально точными прогнозами, считает, что в ближайшие месяцы и годы нам не следует опасаться настоящей депрессии. Но тяжелых времен не избежать, и ИТ-компании и департаменты не смогут уберечься от экономического спада. Однако они внести свой вклад в сокращение его длительности и снижение тяжести последствий.

В отличие от ситуации с мыльным пузырем доткомов в начале 2000-х, сегодня ИТ рассматриваются не как проблема, а как часть решения. Снижение издержек и повышение эффективности производства вместе с новым ростом бизнеса будут главной заботой и ИТ-директоров и ИТ-вендоров, несмотря на то, что им придется работать в жестких условиях экономического спада. Прежде всего компаниям необходимо освоить интеграцию, поскольку будет происходить поглощение слабых игроков.

Сейчас тяжелая экономическая ситуация стала в прессе темой номер один. Но не следует забывать, что в тяжелые времена помимо разочарований появляются и новые возможности. Помните — Уильям Хьюлетт и Дэвид Пакард основали свою компанию в 1938 г., когда Великая депрессия еще продолжалась.

Версия для печати