В ноябре компания Microsoft объявила о том, что в России началась реализация программы BizSpark. Акция носит глобальный характер и направлена на поддержку молодых компаний (стартапов), основной деятельностью которых является разработка ПО. Благодаря участию в ней начинающие компании-разработчики смогут без предварительных расходов начать использовать инструментальные средства Microsoft, а также получить доступ к различным ресурсам американской корпорации и её деловых партнёров.

Как сообщил Ден’л Льюин, вице-президент Microsoft, ответственный за сферу стратегического партнерства и поддержки развивающегося бизнеса, в нашей стране к участию в программе BizSpark приглашаются компании, созданные менее трёх лет назад и имеющие годовой доход до 500 тыс. долл. Вообще говоря, в данном случае максимально допустимая верхняя планка бизнеса зависит от региона. Например, для США и Китая она составляет 750 тыс. долл., а для Египта, Пакистана, Таиланда, Турции и Вьетнама 250 тыс. Россия в этом смысле “приравнена” к таким странам, как Украина, Польша, Корея, Греция и ряду других.

Вступив в программу BizSpark, начинающие предприниматели могут получить комплект инструментов разработки Microsoft, включающий трёхгодичную подписку на Microsoft Developer Network (MSDN) Premium (сюда же входят продукты Microsoft Visual Studio и Microsoft .NET Framework). Для компаний, разрабатывающих решения SaaS, предусмотрены лицензии на промышленное использование Windows Server, Microsoft SQL Server, Microsoft Office SharePoint Portal Server, BizTalk Server и Systems Center, а в скором времени сюда войдут и лицензии Microsoft Dynamics CRM. Кроме того, каждый участник программы сможет создать профиль своей компании в BizSparkDB — интерактивном каталоге стартапов, размещенном на сайте Microsoft Startup Zone.

Стартапы могут участвовать в программе BizSpark до трёх лет. По истечении первого и второго года необходимо обновить регистрацию (т. е. подтвердить, что компания не стала публичной, не сменила владельца и не вошла в состав более крупной структуры). При выходе из программы взимается плата в размере 100 долл.

Кроме участников программа предусматривает также два типа деловых партнёров — партнёров по сообществу (Network Partner) и хостинг-партнёров. К первым относятся компании, в той или иной степени занимающиеся предпринимательской деятельностью в области ПО и интернет-проектов или специализирующиеся на продвижении и поддержке начинающих фирм, разрабатывающих ПО, через наставничество, налаживание связей, бизнес-консультации, финансовое и юридическое содействие и другие подобные услуги. Что же касается хостинг-партнёров, то ими могут быть компании, которые в состоянии обеспечивать услуги по размещению (хостингу) решений типа SaaS , разрабатываемых участниками программы BizSpark.

В России к концу ноября деловыми партнёрами программы BizSpark стали такие государственные и частные организации, как Российская венчурная компания (РВК), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды ЗАО “ВТБ Управление активами”, Oradell Capital и ABRT, управляющая компания “Альянс РОСНО Управление активами”, некоммерческое партнёрство “Национальное содружество бизнес-ангелов”, национальная сеть бизнес-ангелов “Частный капитал”, а также компании “Софтлайн” и Parking.ru. Предполагается, что деловые партнёры будут не только рекомендовать американской корпорации потенциальных участников программы BizSpark, но и оказывать этим участникам финансовую, консалтинговую, юридическую и иную помощь.

По мнению директора Департамента стратегических технологий московского офиса Microsoft Дмитрия Халина, в России участниками данной программы станут не менее двухсот стартапов.

Следует отметить, что программа BizSpark является далеко не первой инициативой американской корпорации, направленной на помощь развивающимся компаниям. Достаточно вспомнить центры инноваций Microsoft (в России действует уже пять таких центров) и Инвестиционно-технологический альянс (ИТ-Альянс, см. PC Week/RE, № 11/2008), сформированный совместно с российским отделением Intel и “Национальным содружеством бизнес-ангелов” для оказания помощи молодым компаниям в проработке бизнес-планов, подготовке управленческой команды и привлечении заинтересованных инвесторов.

Насколько актуальна и своевременна очередная инициатива Microsoft? “Большинство разработчиков сейчас применяет более простое ПО не от компании Microsoft, — говорит инвестиционный аналитик управляющей компании “IQ One” Игорь Санин. — Чаще всего это Web-сервисы SaaS (например, BaseCamp для совместной работы над проектами или Google Docs для создания и хранения документов и электронных таблиц). Все эти сервисы имеют несколько достоинств: они бесплатны или стоят недорого, просты и удобны в использовании, требуют минимум времени для внедрения и начала работы. Таким образом, команды на первом этапе своего развития сильно экономят время и деньги на использовании подобных сервисов. А для стартапов самым главным ресурсом как раз и является время. Ведь им необходимо выпускать свои продукты по возможности быстро, минимизировав в самом начале временные и денежные затраты. Переходя на инструментальные средства Microsoft, они хоть и получают мощные продукты по практически нулевой стоимости, но могут сильно проиграть по времени, затратив его на установку, настройку и внедрение этих средств. Кроме того, развиваясь в дальнейшем, они привязывают свои бизнес-процессы к данному ПО и на определенном этапе (по выходе из стадии “стартап”) будут вынуждены оплачивать полноценные лицензии”.

Однако никто не станет отрицать, что сейчас самое время не дать стартапам “умереть своей смертью” до перехода в стадию стабильного роста. Ведь софтверный бизнес переживает не лучшие времена. Генеральный директор “Софткея” Феликс Мучник, ссылаясь на исследования российского рынка тиражного ПО агентства Real-IT, отмечает: “В 2009 г. по сравнению с 2008-м этот рынок в целом сократится на 40%. При этом в потребительском секторе возможен рост на 10—20% (в силу увеличения общей базы ПК “для дома, для семьи”). Что же касается среднего и малого бизнеса, то здесь возможно снижение спроса на 30—40%, а в секторе крупных организаций данный показатель может достичь 50%”.

Версия для печати (без изображений)