Обновленные продукты компаний Gordano и IBM Lotus оказались вполне конкурентоспособными альтернативами Microsoft Exchange Server

Многие представители мира бизнеса считают, что на вопрос “Какая у вас система электронной почты и коллективной работы?”, может быть только один ответ — Microsoft Exchange Server. Несмотря на доминирование этого продукта Microsoft на рынке, у компаний, которым нужна надежная и динамическая платформа для обмена сообщениями, есть довольно широкий выбор: от мощных систем корпоративного класса до недорогих или вовсе бесплатных решений для небольших фирм.

Кроме того, некоторые из этих конкурирующих продуктов были обновлены позже и существеннее, чем Exchange, поэтому гораздо полнее используют преимущества Web 2.0 и другие новейшие технологии, за последние несколько лет изменившие наши представления о коллективной работе.

В отличие от растущих или недавно созданных компаний, которым поневоле приходится выбирать себе новую платформу для обмена сообщениями, многие другие могут решить, что в сегодняшней экономической ситуации не имеет смысла вкладывать средства в модернизацию ПО, не говоря уже о переходе на иную систему. Однако не придется ли расплачиваться за сохранение устаревшей и лишенной современных функций платформы обмена сообщениями в мире, где все большее значение приобретают совместная работа и всеохватывающая связь? Кроме того, часто системы, принадлежащие новому поколению претендентов на замену Exchange, менее требовательны к системным ресурсам сервера. Это позволяет компаниям вдохнуть вторую жизнь в оборудование, которое не способно поддерживать последние версии Exchange.

При подготовке данного обзора я изучил две платформы обмена сообщениями и коллективной работы — достойные альтернативы Microsoft Exchange.

Одна из них, IBM Lotus Notes и Domino, вероятно, представляет собой классического конкурента Exchange в категории корпоративных систем и по-прежнему популярна в крупных компаниях. Другая, Gordano Messaging Suite, является типичным представителем решений для обмена сообщениями нового поколения. Обычно они более интеллектуальны и эффективны с точки зрения затрат по сравнению со старыми конкурентами, а зачастую также позволяют быстро перейти к использованию новейших технологий вроде Web 2.0.

Gordano Messaging Suite 15.01

Хотя название Gordano вряд ли знакомо большинству людей, эта компания имеет глубокие корни в бизнесе, связанном с разработкой систем обмена сообщениями и электронной почты. Пакет Gordano Messaging Suite является дальнейшим развитием сервера NTMail, выпущенного в середине 1990-х гг. Так что компания хорошо понимает, за что берется, пытаясь создать платформу обмена сообщениями, способную конкурировать с Microsoft Exchange Server.

Для многих пакет Gordano Messaging Suite будет привлекателен именно этим, поскольку он очень хорошо работает в качестве замены Exchange. А его инструменты автоматического портирования позволяют ИТ-менеджерам сравнительно просто осуществить миграцию пользователей. Те из них, кто применяет Outlook, заметят небольшие отличия, когда в качестве сервера вместо Exchange будет использоваться Gordano. Имеются также инструменты, позволяющие организовать совместную работу в качестве дополнительной возможности.

С учетом сказанного Gordano Messaging Suite 15.01 представляет собой нечто большее, чем просто замену сервера Exchange. Серверная часть пакета может работать на компьютерах под управлением Linux, Unix и Windows. Кроме того, в этой новейшей версии Messaging Suite значительно усовершенствован клиент веб-почты. Теперь он обрел интерфейс в полном смысле в стиле Web 2.0 с точки зрения как функциональной насыщенности, так и поддержки стандартных языков разработки веб-приложений.

Действительно, компании, уже использующие Messaging Suite, после перехода на новую версию обнаружат, что наиболее заметно в ней обновлен почтовый клиент. Новый интерфейс на базе AJAX значительно повышает интерактивность и удобство применения почты в процессе коллективной работы. Появилась возможность перетаскивать объекты с помощью мышки и реализовано большинство функций, которые можно ожидать от настольного клиента. Я пришел к выводу, что в целом он превосходит нынешнюю клиентскую программу веб-почты Exchange.

Как и в прежних версиях Messaging Suite, при подключении к серверу можно выбрать наиболее подходящий вариант клиентского почтового ПО: профессиональную версию, обладающую всеми возможностями, экспресс-версию, предназначенную для пользователей устаревших браузеров и компьютеров, и мобильную версию. При этом клиент веб-почты спроектирован таким образом, чтобы его работа как можно больше походила на работу Microsoft Outlook.

Но наибольший интерес представляют возможности нового клиента веб-почты в области расширения и настройки его функций. С помощью стандартных таблиц стилей можно изменить интерфейс и создать для него шаблоны. Это дает компаниям возможность легко приспособить интерфейс к корпоративным приложениям.

Новыми элементами интерфейса являются также Gizmos (“штучки”). В сущности, это классические известные приложения Web 2.0, написанные на языке JavaScript. Любой человек может без труда создать их и подключить к почтовому клиенту.

В пакет Messaging Suite входят Gizmos для решения таких задач, как поиск слов в словарях и доступ к службе переводов Google. В первом случае (Dictionary Gizmo) я просто выделил в сообщении слово и щелкнул по кнопке словаря, после чего получил всю имеющуюся в нем информацию.

Помимо включенных в состав приложения Gizmos я смог скачать дополнительные “штучки” для интеграции со Skype. Пользователю предоставляется исходный код всех Gizmos, что полезно при создании собственных “штучек”.

Веб-интерфейс администратора изменился незначительно, оставшись столь же серым и скучным. Но он удобен для доступа к многочисленным опциям и настройкам, которые предоставляет в распоряжение администраторов Gordano Messaging Suite.

Новая интересная административная функция позволяет получить доступ к учетной записи пользователя без обращения к регистрационным данным или без внесения в них изменений. При просмотре информации об учетной записи пользователя с помощью интерфейса администратора я мог щелкнуть по переключателю и, будучи администратором, автоматически зарегистрироваться под именем соответствующего пользователя.

Помимо этих новых возможностей есть еще функции, входившие в прежние версии Gordano Messaging Suite и представляющие интерес для бизнеса: интегрированная защита от вирусов и спама, поддержка нескольких систем аутентификации, защищенная веб-почта, встроенные системы мгновенного обмена сообщениями и телеприсутствия.

Цены на Gordano Messaging Suite в полной конфигурации, которую я тестировал, начинаются со 153 долл. на пользователя при общем их числе до 25. С ростом числа пользователей цена меняется и достигает 21 долл. на пользователя при 10 тыс. и более пользователей.

IBM Lotus Notes и Domino 8.02

Еще одно приложение, о котором я расскажу, позволяет работать коллективно и поддерживать контакты через Интернет. С его помощью можно совместно редактировать документы и приложения, участвовать в групповых форумах и дискуссиях, находить в компании специалистов по интересующим вопросам. Любая часть приложения поддерживает эффект присутствия. Имеется среда разработки, позволяющая создавать композитные приложения.

Я знаю, что вы подумали: похоже, это еще одно приложение для Web 2.0. Но приложение, о котором я говорю, выполняло основную массу перечисленных функций с начала 1990-х гг. Фактически оно во многих отношениях предвосхитило современные приложения для Веб 2.0.

Я говорю о Lotus Notes. Некоторые могут счесть, что Notes принадлежит прошлому. Но это по-прежнему популярная и часто используемая система для обмена сообщениями и коллективной работы, особенно на крупных предприятиях.

Совершенно очевидно, что выпуск Lotus Notes и Domino 8.02 — это не тот случай, когда производитель пытается извлечь выгоду из устаревшего приложения, внеся в него незначительные усовершенствования. Данный релиз платформы коллективной работы Lotus содержит существенно обновленное клиентское приложение, предоставляет неограниченные возможности для настройки и разработки, включает множество ссылок в стиле Web 2.0 для организации совместной работы.

Важнейшая и наиболее заметная новая особенность данного релиза — настольный клиент Lotus Notes. Теперь он создан на базе среды Eclipse, хотя и не является Eclipse-приложением. Это позволяет интегрировать его с массой других приложений и виджетов.

Удобство использования и интерфейс тоже претерпели изменения, хотя и не настолько большие, чтобы создать трудности для давних клиентов Notes. После запуска приложения открывается новая настраиваемая домашняя страница (Home page), весьма напоминающая прежнюю заглавную страницу (Welcome page). Отсюда можно получить доступ к почте, календарю и списку контактов, приложениям и новым интегрированным продуктам, например к офисному пакету Symphony.

Новая кнопка “Открыть” (Open) также обеспечивает быстрый доступ к различным функциям и приложениям Notes. А интерфейс для открытых окон, напоминающий браузер с закладками, позволяет быстро переключаться между приложениями и задачами в среде Notes. Новая боковая панель предоставляет возможность бегло просматривать и вызывать широкий ассортимент плагинов (таких, как прекрасно реализованный агрегатор рассылок), а также интегрированных приложений и сервисов Lotus, в частности Lotus Activities и Connections.

Весьма приятная новая функция почтового клиента позволяет просмотреть переписку по определенной теме целиком в виде единой цепочки. Кроме того, в Notes решен ряд накопившихся проблем, в том числе с отзывом сообщений, и усовершенствована рассылка уведомлений о том, что в определенные дни и часы некоего сотрудника не будет на рабочем месте.

Одним из важнейших нововведений клиента Notes стало появление офисного пакета Symphony, созданного на базе приложений OpenOffice.org. В результате пользователь получает доступ к текстовому редактору, электронным таблицам и инструментам подготовки презентаций непосредственно из клиента Notes. Все эти инструменты неплохи, хотя желательно было бы теснее интегрировать их с инфраструктурой Notes и Domino, особенно в тех случаях, когда ведется непосредственная коллективная работа над документами.

В целом новый клиент Notes довольно требователен к ресурсам, и у тех, кто пользуется старым оборудованием и располагает ограниченным объемом оперативной памяти, возникнут трудности с его использованием. Новый клиент на базе браузера обеспечивает доступ к большинству стандартных функций почты, календарного планирования и ведения списка контактов, но не к более совершенным приложениям Notes.

Что касается серверного компонента Domino, то здесь изменения коснулись в основном поддержки новых функций на клиенте, таких как возможность отозвать сообщение. Интерфейс администрирования стал лучше благодаря многочисленным изменениям, повышающим удобство использования основного клиентского ПК.

Цена лицензии Notes Collaboration составляет 148 долл. на пользователя, включая обслуживание и техническую поддержку в течение года. Стоимость Domino Enterprise Server edition установлена в размере 3800 долл. на процессор.

Витание в облаках и электронная почта

Каждый из нас пользуется тем или иным бесплатным почтовым ящиком, который предоставляют Gmail, Yahoo mail или провайдер Интернет-доступа. Мы повседневно обращаемся к этим почтовым системам для ведения переписки личного характера. И компании считаются с этим. Во многих из них ведутся списки “внешних” адресов электронной почты сотрудников. Когда корпоративная почтовая система выйдет из строя (а рано или поздно это неминуемо произойдет), можно будет поддерживать связь с сотрудниками.

В связи с этим организации нередко начинают задаваться вопросом, а нужна ли им вообще внутренняя почтовая система? Если весь мир пользуется общедоступными почтовыми системами, почему не использовать их в целях бизнеса?

Конечно, тяжеловесом здесь является корпорация Google, которая разработала Gmail и Google Apps для компаний любого размера. Действительно, корпоративные приложения довольно часто интегрируются с Gmail и Google Apps. Но есть и менее крупные провайдеры, такие как Zoho, которые предлагают ориентированные на бизнес системы электронной почты и коллективной работы. Кроме того, в игру вступили крупные производители ПО. Так, Microsoft предлагает хостовую версию Exchange, а IBM только что выпустила версию Lotus Notes в виде “ПО как сервис” (Software as a Service, SaaS).

Преимущества продуктов такого типа очевидны. Отпадает необходимость обслуживать дорогостоящую и ресурсоемкую серверную инфраструктуру внутри компании, а стоимость лицензии на одного пользователя часто (хотя и не всегда) ниже, чем на полноценного клиента внутренней системы.

Перейдите по этой ссылке и ознакомьтесь с подготовленным лабораторией eWeek Labs руководством по электронной почте в “вычислительном облаке»: www.eweek.com/c/a/Messaging-and-Collaboration/Is-Hosted-EMail-Right-for-Your-Organization.

Есть, правда, в данном подходе и недостатки. Интеграция многих “облачных” систем коллективной работы с внутренними системами может оказаться делом трудным или даже невозможным. Но если она и осуществима, то требует открытого доступа из этих систем в Интернет. Иногда это может оказаться нежелательным, особенно когда речь идет о конфиденциальных приложениях и данных.

Кроме того, подобные системы могут выходить из строя столь же часто, как внутренние. (Это может засвидетельствовать каждый, кто сталкивался с перебоями в работе Gmail). А когда они отключаются, оказывается, что у вас нет собственной ИТ-команды, которая способна быстро прийти на помощь.

Тем не менее для многих компаний хостинг электронной почты представляется не просто одним из возможных, но и наилучшим вариантом. При этом у них отпадает необходимость в обслуживании инфраструктуры, а кроме того, поскольку сервисы обновляются регулярно, они пользуются всеми новыми функциями, не прибегая к дорогостоящей процедуре обновления ПО.

Таким образом, перенос электронной почты, средств коллективной работы и бизнес-приложений в “облако” — в отличие от витания в облаках — может оказаться весьма полезным.

Вопросы, которые нужно задать при выборе системы обмена сообщениями, работающей в “вычислительном облаке”

Использование “облачного” сервиса для удовлетворения потребностей организации в электронной почте и средствах коллективной работы может стать привлекательным вариантом для тех, кто стремится снизить затраты, требования к оборудованию и нагрузку на службу технической поддержки. Но прежде чем передать провайдеру ключи от системы обмена сообщениями, необходимо навести о нем некоторые справки.

  • Безопасность. В рамках данного сервиса протокол Secure Sockets Layer (SSL) используется постоянно или только при регистрации? Можно ли интегрировать сервис с однократной регистрацией (Single Sign-On) и другими средствами контроля доступа? Какие внутренние правила и обязательства в отношении защиты серверов и данных приняты провайдером?
  • Хранение и соблюдение нормативных актов. Сможете ли вы получить доступ к архиву электронной почты, анализировать его и извлекать из него сообщения с целью соблюдения действующих правил и в иных целях? Если да, то в течение какого срока будет храниться информация в архиве? Можно ли перенести все данные на свои внутренние системы хранения?
  • Интеграция. Заложена ли в сервисе возможность интеграции с другими бизнес-сервисами, такими как управление отношениями с клиентами (CRM)? Насколько легко интегрировать его с внутренними приложениями? Использует ли данный сервис популярные и открытые механизмы разработки или они запатентованы? Хорошо ли он работает со всеми операционными системами и браузерами?
  • Расширяемость. Может ли ваша компания использовать домен для данного сервиса? Можно ли настроить интерфейсы сервиса в соответствии с другими приложениями и сайтами компании? Какова политика обновления сервиса? Можете ли вы отказаться от автоматического обновления?
  • Особые возможности. Использует ли сервис новые технологии для обеспечения, например, офлайнового доступа? Работает ли он на мобильных платформах?

Источник: лаборатория eWeek Labs.

Версия для печати (без изображений)