В 2007 г. общий объем слияний и приобретений на рынке BI превысил 15 млрд. долл. Эти приобретения породили дебаты по наиболее фундаментальной на сегодняшний день проблеме корпоративного ПО: что лучше — приобрести BI-решение одной из нескольких многопрофильных корпораций или предпочесть кого-то из целого ряда независимых поставщиков BI.

Представители “большой четверки” (IBM, Microsoft, Oracle и SAP) стремятся убедить покупателей BI-средств в том, что все компоненты предлагаемых ими решений — это одна большая и счастливая семья. Все ее члены взаимодействуют так, как будто знают друг друга с рождения. Проблема в том, что эти приятные слуху обещания быстро забываются, а горечь от проваленного BI-проекта остается надолго. А потому стоит ли избавляться от здорового скептицизма и рассматривать только интегрированные пакеты “большой четверки”? Или все же прислушаться к своей интуиции и попробовать выстроить нечто гибкое и оптимальное?

Чтобы помочь вам определить, что лучше для вашего бизнеса, приводим три аргумента в пользу независимого BI-вендора.

Аргумент № 1: способность смешивать и подстраивать

На посту CIO вы можете построить свой оптимальный набор инструментов для удовлетворения уникальных нужд вашей компании, который будет работать именно так, как вам надо. Вы не должны отдавать эту задачу на откуп тем, кто создает интегрированные системы. Во многих случаях решения “большой четверки” могут быть просто недостаточно хорошими. Например, хотя IBM предлагает полный комплекс программ, ее инструмент для моделирования данных далеко не лучший. Этот инструмент используют только три человека во всем мире. Есть несколько предпочтительных альтернатив, таких, как инструменты от СА и Teradata.

Возникает вопрос: удастся ли встроить инструмент другого поставщика в интегрированную систему? Это может оказаться проблематичным. Не исключено, что вы просто запутаетесь в паутине связей различных составных частей. Некоторые компании обнаружили, например, что им не удается увязать продукты IBM Solo с продуктами ВЕА. Они просто не совместимы друг с другом.

Преимущество № 2: начать сотрудничество с вендором и разорвать отношения вы можете в любой момент

Соблазн использовать целый пакет приложений очень велик. Продавцы обычно предлагают скидку на один продукт, если вы согласитесь приобрести и другой. После этого они уверены в том, что поймали вас на крючок и теперь вы их клиент.

Представьте себе беседу с одним из представителей “большой четверки”. Вы жалуетесь, а вендор отвечает вам: “Что такое, вам это не нравится? Вам не нравится наша техническая поддержка? Вам не нравятся наши новые цены? И что вы теперь станете делать — откажетесь от всего этого?” И вы в ловушке со всеми вытекающими последствиями.

Те, кто приобрел открытые системы, свободнее в своем выборе. Они просто говорят: “Г-н вендор, нам не нравится ваш продукт. Нам не нравятся ваши цены. В следующий раз мы обратимся к кому-то другому!”. Эта свобода выбирать лучшие и более современные инструменты критически важна в условиях быстрого развития технологий. Впереди за горизонтом таких технологий много, и есть масса причин для того, чтобы оставаться открытым для их восприятия.

Преимущество № 3: влияние клиентов

В процессе быстрых перемен независимые вендоры должны прислушиваться к пожеланиям своих клиентов. Даже ветераны не могут их игнорировать. Клиенты должны иметь возможность достаточно просто влиять на развитие продуктов (независимых производителей). В то же время никто не может сказать, что произойдет с недавно приобретенными инструментами, если они будут вовлечены в новый бизнес материнской компании. Например, что произойдет теперь с Cognos, после ее поглощения компанией IBM? Удастся ли ей сохранить свои независимые корни в сфере баз данных или же придется переориентироваться на DB2?

После того как BI-инструменты переходят во владение новой компании, некоторые из талантливых создателей этих инструментов уходят (кто-то остается ради хорошего заработка, но большинство все же уходит). Обычно на их место встают функционеры компании, которые чаще всего бывают достаточно самодовольными людьми. А вот независимые производители наоборот сильно мотивированы сохранять прежний курс. А клиенты чувствуют себя гораздо лучше, имея стабильную платформу.

Естественно, делая ставку на продукты независимых вендоров, вы должны иметь в виду и обратную сторону медали. В частности, если продукт не слишком широко распространен, то найти хорошо знающих его специалистов гораздо труднее. И все же преимущества открытых систем очевидны. Интегрированные платформы могут хорошо работать сегодня, а открытые системы удовлетворяют не только нынешние нужды, но и завтрашние, поскольку перед ними открыт путь к быстрой и заранее непредсказуемой эволюции.

Версия для печати