В декабре 2008 г. в соответствии с распоряжением Правительства Москвы в московской городской клинической больнице № 12 (бывшая медсанчасть № 1 завода ЗИЛ) была принята в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система, базирующаяся на платформе МИС “Э-Куб”. Это первый полнофункциональный проект автоматизации крупной городской больницы, реализованный в рамках программы “Электронная Москва”.

Внедрению системы предшествовал долгий опыт работы этого ЛПУ с различными системами лоскутной автоматизации, что в определённой степени облегчило подготовку персонала и перевод его на новую МИС. Сегодня все подразделения работают c МИС в режиме реального времени, используется 270 автоматизированных рабочих мест, с помощью которых практически весь административный и медицинский персонал выполняет свои повседневные обязанности.

В базе данных МИС по состоянию на 1 марта хранится 60 тыс. историй болезни, 33 тыс. амбулаторных карт, 920 тыс. назначений на медицинские услуги, 1,9 млн. выполненных медицинских услуг и их результатов, включая 390 тыс. текстовых медицинских документов. Физический объём базы данных – 10 Гб (без учёта медицинских изображений), и в неё включены данные только с 01.01.2007 г.

МИС “Э-Куб” выступает в качестве интеграционной платформы, информационно взаимодействующей с другими используемыми в больнице системами: ·

  • бухгалтерской системой “Парус” – для передачи в неё документов о движении материальных ценностей (лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания); ·
  • системой клинической лаборатории “Алтей” – для обмена данными по пациентам; ·
  • системой обработки медицинских изображений “Мультивокс” – для получения доступа к изображениям;

а также с внешними системами: ·

  • ИС Фонда обязательного медицинского страхования – для сверки данных страховых полисов, получения НСИ и передачи данных о прошедших лечение пациентах; ·
  • КАСУ Скорой и неотложной медицинской помощи (КАСУ ССиНМП) – для получения нарядов на госпитализацию по каналу поступления “Скорая помощь”.

Этапы автоматизации ГКБ № 12

Итогом первого этапа – внедрения учётных функций – явилось создание электронной истории болезни (ЭИБ), которая представляет собой расчётную карту пациента, содержащую данные обо всех предоставленных ему медицинских услугах и израсходованных при этом материальных ценностях. В неё также включаются документальные приложения – результаты оказания медицинских услуг (текстовые документы: протоколы осмотров, консультаций, операций, исследований; параметрические документы: бланки анализов и микробиологических исследований; графические документы: снимки, аудио- и видеозаписи).

Причем, как отметил Николай Колодяжный, генеральный директор фирмы -- разработчика МИС, в “Э-Кубе” ЭИБ рассматривается как некий вспомогательный компьютерный инструмент, призванный облегчить ведение бумажной истории болезни. Ставить вопрос о переходе в стационаре на безбумажную технологию, по его мнению, преждевременно, хотя бы потому, что это приведет к ужесточению требований к надёжностным характеристикам ИТ-инфраструктуры больницы, а следовательно, к резкому ее удорожанию.

В настоящее время начался следующий этап развития информационной системы: в больнице приступили к внедрению контрольных и управленческих функций, предусмотренных в МИС “Э-Куб”. Что это дает, можно увидеть на примере автоматизации работы приёмного отделения.

Основа стационара – приёмное отделение

Центральное место в таком крупном многопрофильном стационаре, где насчитывается 24 коечных отделения, занимает приёмное отделение, от чёткости и оперативности работы которого во многом зависит исход лечения больных. В нём развернуто 15 рабочих мест, из них десять – в кабинетах врачей-специалистов и пять – в диспетчерской для регистрации поступления пациентов. Диспетчерская приёмного отделения оснащена современным компьютерным оборудованием:

  • лазерными принтерами формата А3, позволяющими печатать данные пациента непосредственно на титульном листе стандартного бланка истории болезни;
  • информационными панелями (табло) для визуализации актуальных данных о работе стационара.

С целью обеспечения его работы организовано информационное взаимодействие с ЕРЗ ФОМС для оперативной проверки полисов ОМС жителей города Москвы и с КАСУ ССиНМП для получения нарядов на госпитализацию.

Рассказывает заведующий приёмного отделения Александр Явлюхин: “Больница за последние годы превратилась в основном в скоропомощную. В день поступает до 150 карет скорой помощи. Была поставлена задача, чтобы я мог, не выходя из своего кабинета, владеть полной информацией о том, что происходит в приёмном отделении -- с чем везут ко мне пациентов, что с ними там делали, куда мне их класть, есть ли свободные места в том или ином отделении. И эта задача была успешно выполнена”.

Теперь работа приёмного отделения выглядит следующим образом.

КАСУ ССиНМП после выдачи наряда на госпитализацию врачу скорой помощи пересылает его в электронном виде в почтовый ящик больницы, расположенный на одном из узлов Департамента здравоохранения. Далее тот наряд вынимается почтовой службой МИС “Э-Куб” и отображается на информационном табло диспетчерской приемного отделения и на экранах мониторов заинтересованных пользователей.

“Я могу увидеть на экране информацию о людях, которых к нам еще только везут. Если я вижу, что к нам должны доставить тяжелого больного, например, с инфарктом или отеком легких, то я могу заранее проинформировать отделение реанимации, чтобы для него готовили место. В результате выигрыш во времени может составлять от 20 до 40 минут”, – пояснил Александр Явлюхин.

С помощью второго табло – “Ход обследования пациентов” – обеспечивается контроль нахождения и обследования пациентов в приёмном отделении в режиме реального времени. Если человек находится там до одного часа, то информация о нем выделяется зелёным цветом, если от часа до двух, то цвет меняется на жёлтый, а если больше двух часов, то высвечивается красным. “Красный цвет для меня – это сигнал к действию. Значит, необходимо вмешаться и уладить вопрос”, – говорит Александр Явлюхин. Здесь же отмечаются выполненные в приёмном отделении осмотры пациента, проведённые консультации, исследования и анализы. Для острых заболеваний назначения на эти услуги формируются автоматически после выбора врачом соответствующего стандарта обследования, что позволяет снизить вероятность врачебной ошибки для таких заболеваний.

На третьем табло для каждого отделения отображаются данные о движении пациентов на текущий момент (поступления, переводы, выписки, свободные койко-места) и другая информация (количество непрофильных пациентов, пациентов в тяжёлом состоянии и т. п.).

“Очень удобно, что почтовая служба МИС “Э-Куб” регулярно передает в нерабочее время на мой адрес в Интернете сводку о движении пациентов”, – делится с нами г-н Явлюхин. А в ближайшее время планируется задействовать такой имеющийся в МИС “Э-Куб” механизм, как автоматическое оповещение сотрудников приемного отделения с помощью SMS-сообщений на мобильный телефон о различных событиях, связанных с ходом обследования пациентов (завершение выбранного плана обследования, получение резко отрицательных результатов анализов по определенным нозологиям и т. п.).

Что ещё дало внедрение МИС

Система уже оказывает реальную помощь в осуществлении контроля врачебной дисциплины при составлении медицинской документации. Каждый день в больнице № 12 при помощи информационной системы создаются и модифицируются сотни и тысячи самых разнообразных документов. Для обнаружения нарушений установленных правил их оформления применяется имеющийся в МИС “Э-Куб” специальный механизм оповещения пользователей о тех или иных событиях. Этот механизм позволяет произвольно формировать список событий – например, поступление пациента с определенным видом оплаты и по определенному каналу госпитализации, наличие протокола первичного осмотра на третий день после поступления или предоперационного эпикриза в день операции и т. д.

Кроме того, с помощью МИС “Э-Куб” сегодня решается очень важная задача, поставленная руководством: осуществление компьютерного контроля за объёмами оказанных медицинских услуг и израсходованных при этом материальных ресурсах, включая лекарственные средства. “Эта задача назрела не потому, что нужно экономить на лечении пациентов (хотя и это важно), главное здесь – гарантировать любому пациенту обязательный минимум медицинских услуг и обезопасить его, в этом смысле, от врачебной ошибки”, – подчеркнул Николай Колодяжный.

Контроль и управление лечебно-диагностическим процессом, направленное на повышение качества медицинской помощи и снижение затрат, возможно только на основе неких стандартов лечения пациентов. С этой целью в МИС “Э-куб” реализованы средства для формирования типовых планов обследования и лечения больных и расчета стоимости осуществления этих планов с определением конкретных медицинских услуг.

И сегодня у руководства больницы появляется желание внедрить такие стандарты, чтобы получить возможность контроля расходов, в частности упорядочить назначения на анализы. Насущность этой задачи объясняется большими затратами на клиническую лабораторию, поскольку сегодня бóльшую часть реактивов приходится закупать за рубежом.

Самым главным результатом внедрения МИС “Э-Куб” в больнице № 12, по мнению заместителя главного врача Инны Туршевой, стал полный контроль процесса поступления больных и прозрачность хода их обследования и лечения.

Версия для печати (без изображений)