Лечебно-диагностический центр “Миленарис” (ООО “ЛДЦ Миленарис”) — относительно небольшое многопрофильное медицинское учреждение, находящееся в Иванове и насчитывающее свыше 70 врачей-специалистов. В деятельности ЛДЦ акцент делается на диагностическом направлении медицины. В начале 2008 г. его руководство приняло решение о модернизации ИТ-инфраструктуры клиники и автоматизации сбора, обработки и хранения данных диагностики и лечебного процесса.

Основная цель проекта была обозначена следующим образом: “Повысить качество медицинского обслуживания, эффективность работы сотрудников ЛДЦ и эффективность использования дорогостоящего диагностического оборудования”.

Руководители клиники предполагали решить следующие задачи: ·

  • создание единой локальной сети, в которую включены автоматизированные рабочие места сотрудников с подключением диагностического и другого медицинского оборудования; ·
  • автоматизация рабочих мест врачей-специалистов, работников регистратуры, лаборатории, диагностических кабинетов, аптеки, бухгалтерии и руководителя; ·
  • переход к электронному документообороту и ведению электронных медицинских карт пациента; ·
  • сбор, хранение, анализ персональных результатов лабораторно-диагностических и лечебных процедур; ·
  • автоматизация учета лекарственных средств; ·
  • организация информационного взаимодействия внутри учреждения.

В качестве генподрядчика для осуществления этого проекта было выбрано ивановское ООО “Центр финансовых услуг” (ЦФУ), ведущее свою историю с 2003 г. и к моменту получения заказа имевшее на своем боевом счету свыше трёхсот проектов компьютеризации коммерческих предприятий и бюджетных учреждений (включая десять проектов автоматизации частных и государственных ЛПУ).

Один из титулов ЦФУ звучит так: авторизованный партнёр компании “Аквариус” по решениям для здравоохранения. Возможно, именно поэтому специалисты “Центра” предложили осуществить компьютеризацию ЛДЦ “Миленарис” на основе программно-аппаратного комплекса AquaMed (см. врезку), допускающего настройку в соответствии с особенностями медицинского учреждения и масштабируемого в случае его расширения или возникновения новых задач.

Архитектура AquaMed обеспечивает широкие возможности интеграции с различным медицинским оборудованием. Разработчики утверждают, что дружественный интерфейс пользователя, единообразие в отображении данных, унифицированная система навигации по электронной медицинской карте (ЭМК) пациента делают систему понятной и легкой в освоении даже для неопытного пользователя.

Использование типового ИТ-решения позволило ЛДЦ “Миленарис” сократить сроки внедрения, минимизировать затраты и риски при реализации проекта, а также обеспечить гарантированный сервис высокого качества из одних рук.

Практическая реализация данного проекта осуществляется в несколько этапов. На первом (октябрь 2008-го – март 2009-го) производилась установка и наладка серверной части программного комплекса и установка 18 рабочих мест. При этом была автоматизирована работа регистратуры, лаборатории и врачей следующих специальностей: терапевты, урологи, гинекологи, оториноларингологи, педиатры, неврологи, косметологи, дерматологи, хирурги, эндокринологи, гастроэнтерологи.

На этом же этапе было установлено программно-аппаратное обеспечение, позволяющее использовать общие шаблоны при заполнении необходимых документов и их консолидации. Осуществлен перенос имеющихся анкетных данных пациентов, создана единая база данных, созданы формы ряда аналитических отчетов, доработана и расширена функциональность системы в разрезе различных профилей пользователей по специализациям.

Кроме того, специалистами ЦФУ были написаны индивидуальные инструкции по работе с медицинской системой и проведено индивидуальное обучение всех пользователей системы на тех рабочих местах, которые вошли в первый этап внедрения AquaMed. Следующие этапы проекта предусматривают автоматизацию рабочих мест остальный врачей-специалистов и подключение к медицинской системе диагностического оборудования.

Но уже сейчас, по словам специалистов ЛДЦ, можно констатировать улучшение качества медицинского обслуживания за счет автоматизации процессов обработки информации, повышения достоверности данных, оперативности и информативности диагностических исследований, перехода к электронному документообороту и ведению ЭМК, используемых в дальнейшем на всех этапах оказания медицинской помощи.

Отмечается также повышение эффективности управления ЛПУ за счет ускорения принятия решений, уменьшения затрат рабочего времени медицинского персонала на формирование отчетной документации, упрощения аналитической отчетности, оптимизации использования ресурсов клиники.

Немаловажно и снижение риска медицинских ошибок благодаря повышению оперативности доступа к информации: ведь вся медицинская информация о пациенте доступна врачу в любое время дня и ночи.

AquaMed

Программно-аппаратный комплекс AquaMed разработан компанией «Аквариус» для комплексной автоматизации лечебно-диагностического процесса и управленческих функций руководства лечебных учреждений любого профиля и внедрения электронной медицинской карты пациента.

Решение AquaMed, поставленное в ЛДЦ “Миленарис”, включает медицинскую информационную систему “Медиалог” (разработчик -- компания “Пост Модерн Текнолоджи”), которая ещё в 2007 г. насчитывала 92 внедрения с общим количеством автоматизированных рабочих мест 3600 (см. обзор “Тенденции развития рынка медицинских информационных систем”, PC Week/RE, № 39/2007, с. 41), являясь по количеству внедрений лидером среди МИС, используемых в отечественных ЛПУ. Ныне МИС “Медиалог”, по словам представителей фирмы-разработчика, используется уже более чем в 150 лечебно-профилактических учреждениях страны с общим количеством автоматизированных рабочих мест свыше 5200.

Аппаратная часть комплекса AquaMed включает сервер медицинских приложений Aquarius Server T50 D51, выполненный на базе процессоров Intel c предустановленным ПО MS Windows Server. Конструктивно этот сервер изготовлен в виде устройства с форм-фактором 1U, в который можно установить до восьми жестких дисков. Данный сервер выполняет все функции управления ИТ-ресурсами ЛПУ и контроля их расходования. На нём же хранятся сведения о пациентах, данные диагностики и лечебного процесса. На рабочих местах медицинского персонала и работников регистратуры установлены компьютеры Aquarius Elt E50 S54. По данным компании “Аквариус”, к концу марта 2009 г. комплекс AquaMed использовался в семи клиниках страны.

Версия для печати (без изображений)