В государственных структурах, документоемких по определению, доля расходов на обеспечение и поддержку документооборота составляет существенную часть общего бюджета. Именно поэтому перевод госструктур на электронный документооборот повсеместно рассматривается как действенное средство повышения их эффективности и экономии бюджетных средств. Корпорация EMC принадлежит к числу ведущих мировых игроков на рынке решений для электронного документооборота. Об опыте компании в этой сфере директор по маркетингу направления Content Management & Archiving в “EMC Россия и СНГ” Елена Стрелкова рассказала 1-му заместителю главного редактора PC Week/RE Игорю Лапинскому.

PC Week: Корпорация EMC не один год присутствует на рынке решений для электронного документооборота. Надо полагать, за нею уже немало проектов, реализованных в государственных структурах разных стран?

Елена Стрелкова: Безусловно. Наша корпорация давно сотрудничает с различными организациями из госсектора по всему миру, помогая им решать задачи, связанные с управлением документами, созданием электронных архивов и библиотек, организацией кейс-менеджмента. Среди них есть и проекты национального масштаба. Например, в Испании на базе платформы EMC Documentum выполнен проект DigReg по созданию системы регистрации прав на недвижимость и переводу в цифровой вид записей регистрации земельных участков. Кстати, он признан крупнейшим в Европе среди проектов по переводу физических архивов в цифровой вид. Масштабное решение внедрено и в системе здравоохранения Финляндии. Здесь впервые в мире был создан национальный архив медицинских записей для 5,3 млн. граждан страны, пользователями которого являются все жители, включая 300 тыс. медицинских специалистов, главным образом врачей и фармацевтов.

Если говорить об опыте в российском госсекторе, то самым крупным является проект по созданию системы электронного документооборота в администрации губернатора, аппарате правительства и исполнительных органах государственной власти Пермского края, недавно представленный на VII всероссийском конгресс-практикуме “Эффективный документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления”. С докладом о проекте выступил руководитель аппарата правительства Пермского края Макар Герман, очень положительно оценивший полученные результаты. А губернатор Пермского края Олег Чиркунов на своей странице в “Живом журнале” отметил, что теперь система контроля за прохождением документов стала прозрачной, а печать документов — скорее исключение из правил.

PC Week: Насколько сильно различаются задачи, решаемые с помощью ИТ в госсекторе в разных странах мира, и применим ли зарубежный опыт в нашей стране?

Е. С.: Во всем мире государственные структуры решают похожие задачи. В мировой практике есть аналоги даже классическому делопроизводству, которое всегда считалось особенностью именно российской практики работы госучреждений. Например, оказалось, что в правительстве Германии, где на платформе Documentum создана межведомственная система FAVORIT, многие процессы, включая работу с документами и папками, устроены примерно так же, как и в российском делопроизводстве.

Вообще говоря, некоторое отставание России в области внедрения электронного документооборота может сыграть нам на руку, так как есть возможность взять на вооружение все самое лучшее из мирового опыта.

PC Week: В российском госсекторе немало масштабных структур, которые находятся на разных стадиях автоматизации, и во многих из них, по меткому замечанию президента, “компьютеры используются в основном как пишущие машинки”. Можно ли в такой ситуации ожидать быстрого эффекта от внедрения технологий электронного документооборота?

Е. С.: Эта проблема характерна не только для России, поэтому в качестве основы для формирования стратегии перехода на электронный документооборот в госсекторе компания EMC разработала модель “объединенного правительства”. В конечном своем воплощении эта модель предполагает такой уровень автоматизации госструктур, при котором используются электронные документы, граждане и бизнес взаимодействуют с различными ведомствами через защищенные порталы, а межведомственный документооборот построен на безбумажной основе. Но до конечной цели нужно дойти, и для этого в EMC разработана план-карта поэтапного развития. Она предполагает четыре стадии зрелости организации в области электронного документооборота и архива, и, руководствуясь планом-картой, каждая организация может оценить, на каком этапе она находится и что ей следует делать дальше. Например, на первой стадии осуществляется централизация хранения документов и внедряются технологии сканирования.

На наш взгляд, эта стратегия является последовательной и, главное, экономически эффективной, поскольку на каждом этапе организация получает конкретный и существенный результат (согласитесь, в условиях кризиса, когда ресурсы ограничены, это очень важно) и одновременно формирует фундамент для последующих этапов.

PC Week: Сейчас, в период кризиса, интерес к системам электронного документооборота как-то изменился?

Е. С.: Интерес к этим технологиям сейчас очень большой. Буквально в конце апреля прошла всероссийская конференция “Электронный документооборот — требование времени”, организованная, кстати, по следам выступления Дмитрия Медведева на заседании Совета по развитию информационного общества в России. В ней приняли участие около 300 человек, а нас пригласили рассказать о предложениях госсектору и опыте выполненных проектов. Несмотря на насыщенную программу, слушатели очень активно участвовали в работе конференции. По докладу о системе FAVORIT они даже внесли в итоговую резолюцию предложение о том, чтобы подробнее изучить опыт построения, внедрения и сопровождения этой системы и лежащей в ее основе концепции DOMEA, а также провести практический семинар по обмену опытом для органов исполнительной власти, федерального, регионального и муниципального уровней. Вообще не расходились до самого вечера, что совсем не часто бывает на подобных мероприятиях.

PC Week: В самом начале нашего разговора среди задач, решаемых для госструктур, вы упомянули кейс-менеджмент. Поясните, о чем речь.

Е. С.: Есть целый ряд специальных задач, которые не всегда причисляют к задачам электронного документооборота и архива, но которые, тем не менее, на технологическом уровне тоже решаются методами и средствами Enterprise Content Management. Это, в частности, кейс-менеджмент — методология, находящая широкое применение в юстиции, здравоохранении, социальной работе, государственных услугах. Кейс — ситуация, требующая сопровождения в ходе своего разрешения (уголовное дело, обращение за пособием в службу социального обеспечения, обращение к врачу и т. п.). ИТ-решение для кейс-менеджмента обеспечивает хранение всей неструктурированной информации, относящейся к кейсу, возможность доступа к ней лиц, участвующих в данном процессе, а также автоматизацию самого этого процесса с контролем сроков исполнения отдельных этапов. Во многих странах кейс-менеджмент включен в список приоритетных задач по созданию электронного правительства.

Для задач этого класса EMC разработала настраиваемое решение, позволяющее значительно ускорить проектирование конкретных систем. В него включены специфичные для данной инструментальной среды веб-сервисы и бизнес-логика, предварительно настроенные типы объектов, роли пользователей в рамках модели организации доступа и обеспечения информационной безопасности, специфичные элементы интерфейса, шаблоны и средства интеграции с другими продуктами.

PC Week: Сейчас много говорится о предоставлении ПО как сервиса (SaaS). С вашей точки зрения, эта модель может быть применена в госсекторе?

Е. С.: Это очень перспективная модель, тем более что определенные предпосылки для нее уже созданы. Постановлением Правительства РФ № 931 от 25 декабря 2007 года “О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям” признано необходимым обеспечить переход федеральных органов власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра. Очевидно, что на этом ресурсе можно было бы размещать соответствующие приложения, предоставляя к ним удаленный доступ по модели SaaS.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)