То, что решения фирмы “1С” давно доминируют в России на уровне регламентированной финансовой отчетности, уже давно является известным фактором. Чаще всего “1С:Бухгалтерия” используется для ведения бухгалтерского и налогового учета даже там, где развернуты мощные ERP-решения западных производителей. Однако столько же признанным считалось, что удел “1С” — это автоматизация только этого, хотя и важного, но все же нижнего уровня всей системы управления финансами предприятия. И если говорить о решении такой важнейшей (и очень сложной по сути) задачи, как консолидация финансовой отчетности для холдинговых структур, то обычным подходом тут было применение “тяжелых” решений типа SAP.

Но теперь с такими традиционными взглядами на возможности финансовых продуктов “1С” следует расставаться. Еще два года назад фирма выпустила новое для себя ПО “1С:Консолидация”, ориентированное как раз на решение высокоуровневых задач финансового управления. И по ходу обсуждений на ежегодных конференциях для заказчиков “1С” можно было наблюдать растущий интерес к этой системе, которую клиенты рассматривали как реальную альтернативу давно известным на рынке решениям. В течение же последнего года появились и конкретные проекты с использованием “1С:Консолидации”, среди которых стоит выделить систему консолидированной отчетности (СКО) в ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК), созданную компанией “Микротест”. Сам по себе проект является, с одной стороны, во многом уникальным, так как речь идет об одной из крупнейших российских корпораций, а с другой — очень актуальным для России, где процессы консолидации крупных холдинговых структур еще очень далеки от завершения.

ОАК была образована в конце 2006 г. указом Президента РФ, фактически собрав воедино все основные предприятия авиационной промышленности страны. В ее составе — около 90 компаний, среди них 19 крупных, в том числе Авиационная холдинговая компания “Сухой”, ОАО “Корпорация “Иркут”, Комсомолькое-на-Амуре авиационное производственное объединение, ОАО “АК им С. В. Ильюшина”, ОАО “Туполев”.

Можно легко себе представить проблемы управления всем этим огромным хозяйством, которое должно базироваться на анализе большого объема разнородной финансово-экономической информации. Именно для этого руководство поставило в начале 2007 г. задачу по созданию системы, обеспечивающей формирование консолидированной корпоративной отчетности по международным стандартам (МФСО) с использованием единой нормативно-справочной информации. Сложность проблемы можно легко себе представить: на предприятиях ОАК используется различное ПО для автоматизации финансового учета (BAAN, “Парус”, “1C”, Oracle, заказные разработки) с разным уровнем автоматизации и интеграции учетных процессов.

Как сообщил главный бухгалтер ОАК Дмитрий Чиркин, на подготовительном этапе проекта были рассмотрены практически все основные представленные в России программные продукты в этой сфере, в результате было выбрано предложение компании “Микротест” на базе типового ПО “1С:Консолидация”. Надо сказать, что такое решение можно оценить как довольно смелое, учитывая, что это первый подобный продукт в арсенале “1С”, причем присутствующий на рынке всего несколько месяцев. По мнению заказчика, решающий доводом в пользу такого варианта было наличие уверенности в возможности реализации проекта в заданные сроки, при этом важно было и то, что он имел минимальные стоимостные показатели (по стоимости лицензий и услуг) по сравнению другими предложениями.

Проект был реализован в виде двухуровневой системы. На верхнем уровне, в управляющей компании, используется центральный компонент “1С:Консолидации”, решающий задачи трансформации отчетности в стандарт МФСО. На нижнем уровне обеспечивается сбор данных в дочерних и зависимых обществах. Для этого на 13 предприятиях используется локальный компонент “1С:Консолидации”, а сведения от других организаций передаются в виде 62 унифицированных форм, в которых представлены в общей сложности более 2700 позиций. Общий объем данных по каждому предприятию — 10—100 тыс. записей. Всего в системе реализованы 93 автоматические корректировки, обеспечивающие приведение данных РСБУ к МСФО. Для контроля и анализа финансово-экономической информации разработано 68 специализированных отчетов.

Реализация проекта выполнялась по следующему графику: ·

  • сентябрь 2007 — апрель 2008: разработка локального компонента; ·
  • апрель 2008: развертывание локальных компонентов и начало их эксплуатации; ·
  • апрель — август 2008: разработка центрального компонента; ·
  • август 2008: ввод в эксплуатацию центрального компонента и системы в целом.

С помощью созданной СКО была подготовлена консолидированная финансовая отчетность ОАК по итогам 2007 г., которая сейчас проходит аудит независимой аудиторской компании KPMG. С помощью этой же системы корпорация сегодня обеспечивает оперативный контроль деятельности дочерних предприятий. В настоящее время ведется завершающий этап формирования консолидированного отчета СКО за 2008 г.

Для подготовки общей отчетности корпорации задействованы пять специалистов управляющей компании ОАК, которые в том числе выполняют методически сложные процедуры преобразования данных РСБУ в МФСО. На локальном уровне задействованы один-два сотрудника учетно-финансовых служб предприятий. Задачи технического сопровождения СКО в холдинге решаются одним специалистом.

Как сообщил Дмитрий Чиркин, в настоящее время ряд крупных компаний, входящих в состав ОАК, ведет работы по внедрению у себя “1С:Консолидации” для решения задач консолидированной отчетности на своем уровне.

Версия для печати (без изображений)