Весной нынешнего года исполнилось пять лет со дня открытия Центра инноваций IBM в Москве (IBM Innovation Center). Он был создан с целью поддержки бизнес-партнеров компании в проектировании, создании и поставке новых решений. За годы существования центра более 250 российских предприятий протестировали в нём свыше 400 приложений.

О работе московского Центра инноваций IBM в наши дни с его директором Александром Ивановым беседует шеф-редактор PC Week/RE Игорь Кондратьев.

PC Week: Возглавляемое вами подразделение называется Центр инноваций. О какого рода инновациях в данном случае идёт речь?

Александр Иванов: К сожалению, словосочетание “центр инноваций” может ввести в заблуждение тех, кто о нас ещё не слышал. До сих пор нам приходят письма и даже рукописи, скажем, с изложением очередной всеобъемлющей универсальной теории или описанием новых горизонтов автомобилестроения. Нам приходится отвечать таким авторам, что они обращаются не по адресу.

На самом деле в нашем центре мы помогаем заниматься инновациями партнёрам IBM, предоставляя им имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы — помещение, оборудование и конечно же помощь и поддержку высококвалифицированных специалистов.

Являясь хорошим подспорьем для наших партнёров, центр играет важную роль и для самой IBM, поскольку на российском рынке в большинстве случаев именно партнёры являются связующим звеном между компанией и заказчиками.

PC Week: Что представляет собой ваш центр сегодня и как организована его работа?

А. И.: В настоящее время оборудование центра охватывает весь спектр аппаратных средств IBM, начиная от блейд-систем и заканчивая мэйнфреймами. Сделать из центра своего рода Ноев ковчег, где “каждой твари по паре”, мы, конечно, не можем и ограничиваемся типичными представителями различных классов оборудования. Естественно, по мере выхода важных технологических новинок мы пополняем ими свой парк.

В нашем арсенале имеется также полный набор фирменных программных средств, в первую очередь операционных систем и связующего ПО — основы всех создаваемых приложений. Фактически в Центре инноваций постоянно развёрнута достаточно мощная ИТ-инфраструктура, фундамент которой составляют более сотни серверов. С её помощью мы предоставляем нашим партнёрам различные услуги, причем бесплатно.

А потребности у партнёров бывают очень разными: кто-то приносит собственный программный продукт и хочет проверить его работоспособность на той или иной платформе IBM, другие приходят сюда с конкурирующими системами и занимаются их сравнительным анализом. Однако всеx партнёров объединяет то, что их обращение в наш центр обусловлено не “спортивным интересом”, а коммерческим расчётом (реализацией проекта для конкретного заказчика, разработкой новой версии приложения и т. п.), хотя бы и отнесённым на некоторую перспективу.

С середины ноября прошлого года мы предложили партнёрам новую возможность — демонстрацию решений для заказчиков. Это означает, что заказчику показываются не презентационные слайды или комплект хорошо отпечатанных полиграфических материалов, а реальное приложение на реально работающем оборудовании.

Кроме того, на своей базе мы проводим для партнёров и заказчиков семинары по различной, как правило, востребованной на рынке, тематике. Участники таких семинаров, получив базовую информацию о каких-то технологиях или продуктах, могут тут же опробовать их в действии.

Главная ценность, которую может получить от нас партнёр, — это консультации специалистов, особенно в тех ситуациях, когда у него возникают какие-то проблемы. Причём в центре гарантирована помощь со стороны не только его собственных сотрудников (а они порой просто физически не могут ответить на все возникающие у партнёров вопросы), но и технических специалистов всего местного представительства IBM.

PC Week: Каковы масштабы деятельности вашего центра с точки зрения числа обращающихся в него партнёров?

А. И.: В год открытия нашего центра мы помогли в реализации 29 партнёрских проектов, а потом постепенно вышли на уровень 120—140 проектов в год. У нас есть партнёры, которые за прошедшие годы приходили к нам более 15 раз и продолжают обращаться снова. Основные пользователи нашего центра — российские компании, но обращаются и партнёры IBM из других стран, причём не только из ближнего зарубежья, но даже из Великобритании, Германии, США. Чаще всего их обращение к нам обусловлено стремлением вывести на российский рынок свой продукт, а потому и протестировать его они хотят именно здесь.

PC Week: За пять лет российский ИТ-рынок существенно изменился. Как это повлияло на запросы партнёров и на работу вашего центра?

А. И.: Если первоначально наши клиенты тестировали исключительно оборудование, то сейчас они занимаются апробацией и отладкой комплексных решений, порой очень сложных, включающих различные аппаратные платформы и связующее ПО, причем созданные не только IBM, но и другими производителями.

Надо сказать, что в последнее время российские заказчики стали заметно разборчивее. Раньше ИТ-директора предприятий, как правило, могли себе позволить покупку любого приглянувшегося оборудованиея, лишь бы оно исправно работало. Теперь большинству из них приходится действовать в рамках реально ограниченных ИТ-бюджетов. Сейчас наш партнёр получает от своего заказчика достаточно чёткие критерии, которым должно удовлетворять решение. И партнёр теперь должен не просто проверить его на предмет работоспособности (“работает — не работает”), а добиться тех показателей, которых ожидает от этого решения заказчик.

PC Week: Какие приложения чаще всего тестируются в вашем центре?

А. И.: Ответить на этот вопрос не так-то легко, поскольку у нас представлен довольно широкий спектр приложений. В нём, конечно, финансовое и банковское ПО, приложения, связанные с торговлей, обучающие системы. Присутствуют и телекоммуникационные приложения, причём они не обязательно связаны с биллингом, а могут относиться к решению инфраструктурных задач. Тестируют у нас всевозможные системы управления предприятием — и SAP, и Oracle, и “1С”, и Microsoft (Navision и Axapta), различные системы управления документооборотом. Отрабатывались приложения, относящиеся к распознаванию образов, системам слежения и охраны, созданию и управлению мультимедийным контентом.

Надо заметить, что не всегда речь идёт о реальных разработках, иногда по просьбе заказчика партнёр занимается просто моделированием каких-то ситуаций. Отчасти это относится к высокопроизводительным вычислениям, поскольку для них нередко требуются специфические вычислительные ресурсы.

Конечно, бывают и необычные проекты. Запомнился, например, проект по отработке движений роботизированной руки, предназначенной для работы в космическом пространстве.

Помимо этого партнёры в нашем центре тестируют более масштабные и сложные проекты, связанные с интеграцией разнородных приложений.

PC Week: Используется ли в вашем центре удалённое тестирование?

А. И.: Да, и этот режим вполне востребован. В прошлом году 40% всех выполненных у нас проектов использовали возможности удалённого тестирования. Кроме того, у IBM уже давно существует программа виртуальной аренды оборудования Virtual Loaner Program. Любой партнёр может зайти на специальный сайт, сделать заявку на использование конкретного оборудования и оперативно получить ответ, когда сможет на нём работать. Подача заявки отнимает не более получаса, а затем в установленное время партнёр загружает — естественно, удалённым образом — свои данные, получает доступ к необходимой среде и начинает работать, причём может это делать бесконечно долго, обсчитывая свою задачу фрагментами и сохраняя промежуточные данные.

Но программа виртуальной аренды имеет свои ограничения, связанные, к примеру, с развёртыванием необходимой заказчику инфраструктуры, прежде всего в части программного обеспечения сторонних поставщиков — скажем, СУБД Oracle. По этим причинам многие наши партнёры используют возможности Virtual Loaner Program для удалённой демонстрации своих решений заказчикам, а не для отработки самих решений.

PC Week: Есть ли у партнёров возможность использовать центр как постоянно действующую демонстрационную площадку для своих решений?

А. И.: В принципе, мы к этому стремимся. В компании такой формат называется IBM-форумом. Он подразумевает наличие в центре переговорных комнат, размещённых на постоянной основе партнёрских стендов и пр. Вновь создаваемые центры инноваций такое обрамление уже предусматривают; имеется оно и в центрах, существующих более десяти лет. Нам же нужно еще некоторое время, чтобы дорасти до этого уровня.

Тем не менее мы кое-что делаем в этом направлении уже сейчас. Например, мы можем заархивировать приложение конкретного партнёра, освободив ресурсы центра для других клиентов, а затем при необходимости демонстрации этого приложения восстановить его из архива.

PC Week: Наверняка бывают случаи, когда вы не можете помочь партнёру…

А. И.: Бывает, что партнёр не может получить у нас те ресурсы, которые ему требуются. В этом случае мы пробуем отыскать их в других центрах инноваций IBM. В настоящее время в разных регионах мира насчитывается 43 подобных структурных образования.

Кроме того, если у партнёра есть потребность в использовании очень мощных ресурсов, мы можем предложить ему поработать в одном из специальных тестовых центров IBM. Правда, их не так много и все они расположены за пределами России. К тому же пользование тестовыми центрами уже не является бесплатным.

PC Week: По каким критериям оценивается эффективность деятельности Центра инноваций?

А. И.: Деятельность первых двух центров (оба расположены в США) корпорация просто фиксировала. С появлением новых центров начали вводить и опробовать различные показатели эффективности. Вообще-то нам очень сложно отслеживать коммерческий результат работы партнёров, достигнутый с нашей помощью. В последнее время к нам всё чаще приходят партнёры, создающие тиражируемые решения, которые внедряются не на одном предприятии. Бывает и другой сценарий: партнёр отработал у нас решение, на которое у него пока вообще нет заказчиков. Поэтому мы пользуемся некоторыми косвенными оценками эффективности — например, учитываем количество обратившихся к нам партнёров и долю тех, кто приходит в наш центр повторно. Она постоянно растёт, а это означает, что мы помогаем партнёрам реально поддерживать их бизнес. В противном случае они бы вряд ли возвращались к нам.

PC Week: Как кризис влияет на деятельность центра? Планируется ли сокращение бюджета центров инноваций?

А. И.: Пока наш центр реально востребован: я вижу, что активность партнёров достаточно высока. Могу сказать, что, по нашей статистике, число выполняемых каждый месяц проектов и количество заявок на работу в центре с начала нынешнего года выше, чем в соответствующие месяцы любого из пяти предыдущих лет.

Как известно, практически у каждого партнёра всегда имеется дефицит ресурсов, включая людские, в результате чего ему не всегда хватает сил даже на поддержку реализованных проектов. А сейчас, на мой взгляд, кадровый состав может быть не полностью задействован на работе “в поле”, у партнёров имеются хорошие возможности для того, чтобы продвинуться вперёд в технологическом плане, заняться новыми разработками и попробовать их в действии, в том числе и в нашем центре.

Для IBM развитие центров инноваций — это инвестиции в будущее. Недавно я проводил презентацию на одной из конференций, где говорил о сорока двух центрах инноваций IBM во всём мире. Теперь их сорок три — следовательно, уже в разгар кризиса был открыт ещё один. На мой взгляд, это говорит о многом.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)