Довольно неожиданно традиционное ежегодное мероприятия областного значения — Тверской экономический форум — на шестом году своего проведения (как обычно, в начале июля) превратилось в событие федерального значения. Причем, имеющего самом прямое отношение к ИТ, поскольку оно было посвящено специально теме построения в нашей стране информационного общества. Высокий статус нынешней конференции был виден по составу ее ключевых участников: руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин, советник президента РФ Леонид Рейман, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ Илья Пономарев, министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Главная тема форума была определена в выступлении Леонида Реймана, который объявил о создании плана по реализации стратегии развития информационного общества в нашей стране на 2009—2011 гг., который включал полный перечень выполняемых работ и объемы их финансирования. Выяснилось, что в целом государство готово выделить на реализацию плана 152 млрд. руб. (40 млрд. из региональных бюджетов, а остальное из федеральных источников финансирования) с вероятным увеличением этой суммы на 12—15 млрд. руб. Собравшимся было предложено обсудить представленный план, чтобы его разработчики могли учесть замечания и предложения в окончательной редакции, которая должна быть утверждена на высшем уровне до конца лета.

Что ж, появление плана, да еще с четкой финансовой проработкой, — это действительно событие. В этой связи нужно напомнить, что сама стратегия развития информационного общества в РФ (СРИО) была в целом одобрена еще два года назад на состоявшемся 27 июля 2007 г. Совете Безопасности, и ее главный разработчик Леонид Рейман, возглавлявший тогда Мининформсвязи, обещал тогда представить план ее реализации до конца года. Но план не появился ни в 2007-ом, ни в 2008 году.

Необходимость создания общего государственного ИТ-плана была в центре внимания прошедшего 12 февраля 2009 года первого заседания сформированного незадолго до этого Совета при президенте РФ по развитию информационного общества в РФ (во главе с Президентом РФ). Именно там было решено форсировать создание плана (но только до 2011 г., а не до 2015-го, как это было предусмотрено СРИО) с участием десяти рабочих групп, координация деятельности которых была поручена опять же г-ну Рейману, в тот момент уже пребывавшем в статусе советника Президента РФ.

И вот теперь можно сказать, что данное зимой поручение практически выполнено. Однако более детальное знакомство с представленным в Твери документом вызывает целый ряд вопросов, среди которых главный: является ли он тем планом, который ожидался? Ведь по сути дела, он представляет собой сводную ведомость всех основных бюджетных ИТ-работ (уже внесенных в бюджет и уже выполняемых) по всем ведомствам и регионам России. То есть это сводный ИТ-бюджет государства.

Безусловно, создание такого единого документа — дело нужное, полезное (странно, что это не было сделано до сих пор). Даже его самые общие параметры позволяют как-то оценить масштаб и направления работ по формированию информационного общества. Из него, например, мы узнали, что на инфокоммуникационные технологии (ИКТ) для обеспечения безопасности жизнедеятельности (читай — для работы МЧС) предполагается затратить свыше 54 млрд. руб., на развитие инфраструктуры ИТ и связи — 22,9 млрд., для образования и науки — 22,4 млрд., на создание электронного правительства — 17,9 млрд., для здравоохранения и социальной защиты — 13,2 млрд., для Минкультуры — 5,9 млрд., для устранения цифрового неравенства регионов — 2,4 млрд. руб.

Однако даже беглый взгляд на эти общие сведения заставляет задуматься: насколько оптимально используются средства на информатизацию в стране? В частности, вызывает искреннее недоумение тот факт, что для обеспечения деятельности МЧС предполагается потратить больше, чем на науку, образование, здравоохранение, культуру и электронное правительство вместе взятые.

Однако проблема даже не в конкретных показателях плана. Дело в том, что, несмотря на заметное улучшение ситуации в области информатизации страны в последние годы, столь же очевидно и то, что темпы развития России в этом направлении ниже среднемировых. Собственно, именно это четко признал прошедшей зимой Президент РФ Дмитрий Медведев, подвергнув критике “недопустимо низкий уровень развития ИКТ в России” и отметив, что “всевозможные международные рейтинги, отражающие уровень развития информационного общества стран, наглядно показывают, что за последние годы Россия не только не развивается в этом плане, а местами даже сдает позиции”. По-видимому, он имел в виду, в том числе, представленные публично на тверском форуме данные исследования Всемирного Банка по рейтингу “Оценка готовности к электронному правительству” в разных странах (192 страны) — за последние три года Россия откатилась с 50-го места (2005 г.) на 60-е (2008 г.).

При такой постановке вопроса было бы логично, если бы план реализации СРИО включал бы не просто свод того, что делается, а анализ того, почему уже предпринятые государством усилия в этом направлении не приводят к нужному результату. И рекомендации — что следует сделать, чтобы переломить ситуацию. Но представленный план такого анализа и подобных рекомендаций не содержит.

Тут следует вспомнить, что в нашей стране уже есть общефедеральная программа сроком действия с 2002 по 2010 гг., которая до недавнего времени позиционировалась как ключевая в деле информатизации страны — “Электронная Россия”. О ней в своем выступлении немного сказал нынешний руководитель Минкомсвязи Игорь Щеголев, но опять же в какой-либо анализ хода ее выполнения он вдаваться не стал, сообщив лишь, что сейчас по поручению Председателя Правительства РФ Владимира Путина министерство разрабатывает долгосрочную целевую программу “Информационное общество 2011—2018 гг.”, которая должна стать развитием и продолжением “Электронной России” (она заканчивается в 2010 г.).

Впрочем, некоторые предложения на тему “что делать?” прозвучали на Тверском форуме в выступлении депутата Госдумы Ильи Пономарева. Одно из них — создать еще одну государственную корпорацию — Росинфотехнологии, которая должна объединить ключевых государственных подрядчиков, причем, возможно, и частные компании (наверное, он имел в виду кого-то из наших крупных системных интеграторов, которые не против в нынешних условиях перейти под крыло правительства).

Отметим и то, что представленный сейчас ИТ-план страны очень четко показал еще одну важную проблему: не очень понятно, кто же будет отвечать за его реализацию? До сих пор функции координации ИТ-работ в стране возлагались на Мининформсвязи, а затем на Минкомсвязи РФ, но опыт реализации “Электронной России” показал, что одна из проблем заключается как раз в том, что статуса министерства явно недостаточно для взаимодействия с неподчиненными ему ведомствами. Похоже, что сегодня функции общего руководства переходят в руки президентского Совета.

Так или иначе, проект плана реализации СРИО сформирован и, похоже, прошел апробацию в рамках Тверского форума. По-видимому, он может быть утвержден на высшем уровне. Поможет ли он удержать от падения международных ИТ-рейтингов России?