Вопрос о том, есть ли будущее у программных продуктов масштаба предприятия, возник далеко не сегодня. Вместе с тем появление новых технологий придает ему еще большую значимость.

Издание CIO Insight решило изучить эту проблему и выяснить у ИТ-руководителей, какую политику они проводят в области внедрения и обновления ПО и какие программные продукты они считают сегодня наиболее перспективными.

С середины 90-х годов прошлого века, когда Интернет стал жизненно необходимой технологией, как заявляет CIO Insight, многие стали предрекать конец эры “тяжелого” корпоративного ПО из-за его дороговизны и сложности установки и поддержки. В какой-то степени так и произошло, и сегодня некоторые крупнейшие софтверные производители испытывают серьезные затруднения, которые они связывают с мировым кризисом. Microsoft, SAP, Oracle, IBM и ряд других вендоров пережили трудный год. В то же время другие компании, среди которых Google и Salesforce.com, чьи продукты лицензируются и выполняются через веб, по всей видимости, без особых потерь пережили это трудное время.

CIO Insight задается вопросом, что происходит. Является ли снижение экономических показателей компаний, производящих крупное ПО, кратковременным или это революция в области софта? Неужели наконец-то начинают меняться привычки покупателей данного ПО — известных своей консервативностью корпоративных ИТ-руководителей? И сколь долго это может продлиться?

“Возникает ощущение, что сегодня повторяется революция, которую вызвало распространение персональных компьютеров, — сказал вице-председатель правления компании Diamond Technology and Management Consultants, бывший профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Свиолка. — Инновации затронули сферу потребления, и ИТ-специалисты выступили в роли покупателей. То же самое происходит и сейчас с появлением смартфонов и веб-приложений”.

CIO, вынужденные снижать затраты на ИТ, заявляют, что у них больше нет возможности запускать крупные ERP-проекты стоимостью в 50 млн. долл.: реализация их может занять годы, а получение отдачи неочевидно. Поэтому они обращают внимание на технологии, которые они, может быть, даже и не рассматривали год назад: ПО с открытым кодом, “софт как услуга” (SaaS), социальные сети и даже облачные вычисления.

Например, крупная американская нефтяная и нефтехимическая компания Sunoco рассматривает вариант замены своей корпоративной системы электронной почты на бесплатную систему на базе веба. А страховая компания Nationwide Mutual Insurance организовала внутренние корпоративные микроблоги для сотрудников с помощью бесплатного сервиса Yammer и сейчас собирается передать на аутсорсинг часть своих операций, включая управление персоналом, используя другие веб-приложения. “Кризис способствовал ускорению этих процессов, но так или иначе вся наша индустрия в целом движется в данном направлении”, — заявил главный технический директор (CTO) Nationwide Mutual Insurance Срини Коушик.

Тем не менее все из опрошенных изданием CIO Insight ИТ-руководители сказали, что с осторожностью относятся к внедрению новых технологий. Они отметили, что в веб-приложениях существует ряд нерешенных проблем, начиная от безопасности данных и вопросов интеграции и заканчивая юридическими моментами.

Что вызывает опасения у ИТ-директоров

Как сообщает CIO Insight, вокруг ни одной технологии не было столько рекламной шумихи, как вокруг облачных вычислений. Этой теме было посвящено множество конференций, созданы коалиции вендоров, выпущено несчетное число пресс-релизов. И хотя многие производители ПО уже объявили о наличии у них готовых решений в области облачных вычислений, многие ИТ-руководители полагают, что данная технология достигнет своей зрелости лишь через несколько лет.

Так что сейчас они только изучают и тестируют ее. В Sunoco, например, создали тестовую среду и среду разработки, чтобы лучше разобраться в том, как можно использовать “облачную” услугу, предлагаемую компанией Amazon. А вот Nationwide Mutual Insurance продвинулась еще дальше. Она предоставила страховым агентствам место в своей сети для хранения резервных копий. Компания использует виртуализацию для выделения этого пространства, а для обеспечения доступа — веб-приложение, аналогичное Mozy, которое позволяет осуществлять непрерывное, неограниченное по размерам резервное копирование. Агентства оплачивают эту услугу в соответствии с объемом используемого пространства.

Согласно приведенным в CIO Insight выводам, ИТ-руководители скорее всего начнут использовать технологию SaaS, которую легче понять и применять и которая не требует предварительных инвестиций ни в оборудование, ни в ПО.

Так, по словам главы консалтинговой компании Avatar Strategic Partners Стивена Липки, SaaS-приложения могут быть особенно привлекательны для небольших или новых компаний, которые еще не выработали устоявшиеся способы ведения дел или не накопили огромные объемы данных. Вместе с тем он предупреждает, что модель SaaS, как и технология облачных вычислений, не так проста, как это кажется на первый взгляд. Взять хотя бы решение вопроса о том, кто является владельцем данных в условиях необходимости соблюдения требований законодательства (например, закона Сарбейнса — Оксли). Будут ли ваши данные уничтожены при расторжении вами договора? Где будут храниться резервные копии ваших данных? Как вы получите обратно свои данные, если решите сменить поставщика SaaS?

Вследствие этого, полагает Стивен Липка, многие компании просто не готовы к использованию таких технологий, как SaaS или облачные вычисления, в силу того, что их системы слишком разрозненны или их бизнес-процессы слишком сложны.

Подводя итог, представители CIO Insight заявляют, что поскольку ИТ-руководители обладают широкими возможностями, чтобы помочь своим компаниям пережить трудные времена, то одним из лучших способов построения надежного будущего является правильный выбор новых технологий. Кризис — это хорошее время для того, чтобы экспериментировать с самыми современными технологиями, которые могут способствовать снижению затрат на электроэнергию, повысить эффективность бизнеса или привлечь дополнительных клиентов.

И как показал опрос, проведенный компанией Forrester Research среди североамериканских и европейских ИТ-директоров, самыми популярными решениями этого года стали средства автоматизации от Salesforce, HR-приложения, системы для ведения коллективной работы, сервисного обслуживания клиентов и их поддержки, автоматизации маркетинга, а также блоги и вики.

Российский взгляд

А как обстоят дела с использованием “тяжелого” корпоративного ПО в России? Задавшись этим вопросом, мы решили опросить нескольких отечественных ИТ-руководителей, представляющих разные отрасли экономики.

По мнению наших респондентов, в российской действительности и до кризиса не всегда хватало средств на серьезное развитие ИТ-инфраструктуры, поэтому большинство компаний осторожно относилось к дорогостоящим и длительным проектам. За них брались обычно только крупнейшие предприятия из банковской сферы и нефтегазовой отрасли. “Поэтому более корректно говорить, что кризис в России заставил компании пересмотреть приоритеты по внедрению разных систем, а не помешал реализовывать многомиллионные проекты. На первое место вышли приоритеты по сохранению бизнеса как такового, а не развития и совершенствования, поэтому основное внимание сфокусировано на приложениях, позволяющих получить экономию прямо сейчас, например направленных на оптимизацию расходов на связь, ужесточение контроля за расходованием бюджета, ужесточение зарплатной политики, в частности мотивацию служб продаж. Об инвестициях в ИТ большинство предприятий вынуждено забыть и средства выделяются только на поддержку операционной деятельности, и даже эти средства секвестированы”, — считает ИТ-директор концерна “Высоковольтный союз” и член правления СоДИТ Виктор Насобин.

С ним солидарна руководитель ИТ-департамента компании “Сибур — Русские Шины” и также член правления СоДИТ Марина Аншина: “Мы в нашей компании не любим сразу внедрять крупные, дорогие и сложные (прежде всего для пользователей) программные системы. Обычно, если назревает потребность в автоматизации той или иной функциональной области, мы предпочитаем начитать с простых и недорогих (а желательно — бесплатных) систем. Поэтому там, где это было можно, мы всегда отдавали предпочтение Open Source. Модель SaaS — вероятно, неплохой выход в условиях ограниченных ресурсов, когда нужно получать скорейшую отдачу от инвестиций. Но дело в том, что в нашей стране этот вид сервиса пока не развит, и каков будет российский рынок SaaS, еще непонятно. Облачные же вычисления, как расширение SaaS, также могут вызвать интерес в условиях кризиса. Но с ними аналогичная проблема — отсутствие предложений”.

Кроме того, по ее мнению, в сегодняшних условиях большой интерес могут представлять и социальные сети — особенно у маркетологов, как средство доступа к многомиллионной аудитории. Однако, с другой стороны, большинство российских компаний запрещают сотрудникам пользоваться ими в целях укрепления рабочей дисциплины.

Еще одной популярной в настоящее время технологией Марина Аншина считает виртуализацию, которая активно используется в стране, и в компании “Сибур — Русские Шины” в частности. “Однако это не панацея, а только один из полезных инструментов, известный, кстати, довольно давно, но только сейчас вошедший в моду. Причем стоит задуматься, насколько этот инструмент пригоден для критически важных приложений. А для приложений, тесно интегрированных с нижним уровнем автоматизации, его использование, мягко говоря, сомнительно”, — отметила она.

Ситуацию в банковской сфере представил начальник управления архитектуры и системных центров компетенции, главный архитектор департамента информационных технологий ЮниКредитБанка Евгений Шатохин: “Наиболее затратные проекты в банковской сфере относятся, как правило, к проектам автоматизации основной деятельности банка, т. е. связаны с внедрением АБС, CRM-систем, систем обязательной, аналитической и управленческой отчетности и каналов продаж. Первые три позиции относятся к достаточно консервативной и ограниченной части ИТ-рынка, и поэтому крупные структуры или продолжат инвестирование в традиционном стиле, или возьмут паузу и отложат “перевооружение” на один-два года. Могут быть эксперименты в сфере развития каналов продаж, контакт-центров, почтовых систем, HR-систем, систем бюджетирования и т. д. Здесь может проявиться практический интерес к использованию SaaS-решений, не требующих одновременных инвестиций инфраструктуру, ПО и персонал и позволяющих распределять расходы на период в несколько лет”.

Среди наиболее популярных сегодня у банков приложений г-н Шатохин выделил CRM-системы, системы управления процессами продаж банковских продуктов, системы управления работой с просроченной задолженностью, системы управления рисками и системы управленческой отчетности. Все эти решения, по его мнению, способны помочь оптимизировать процессы продаж и сопровождения банковских продуктов, сократить операционные расходы и минимизировать кредитные и операционные риски.

Вместе с тем российские ИТ-руководители не разделяют опасения своих американских коллег и считают такие технологии, как SaaS, виртуализацию, облачные вычисления и социальные сети, уже достаточно зрелыми. “На мой взгляд, применение любых инноваций в ИТ способствует развитию общества в целом, поэтому ждать пока то или иное решение пройдет солидную обкатку иногда просто нет времени. Здесь на первое место выходит профессионализм людей принимающих решение, в первую очередь ИТ-директоров. Компетентность и возможность взять на себя риски, связанные с применением тех или иных технологий, основаны как на личном опыте, так и на корпоративных знаниях корпуса ИТ-руководителей. В силу специфики своей работы им приходится постоянно находиться на гребне развития ИТ и принимать решения, исходя не из названия или “раскрученности” того или иного продукта, а в силу его применимости на своем предприятии, учитывая как эффективность для бизнеса, так и возможности встраивания в существующую архитектуру с наименьшими затратами и ценой дальнейшего владения”, — подчеркнул Виктор Насобин.

Версия для печати