2 февраля в Москве прошла презентация реорганизованного в ноябре прошлого года Технического комитета 22 (ТК-22, ТК-МТК-22), занимающегося подготовкой и экспертизой стандартов в области информационных технологий. Состоялось также довольно интересное обсуждение вопросов, связанных со стандартизацией ИТ в России.

Выступивший на мероприятии замминистра Минкомсвязи РФ Дмитрий Северов высказал достаточно пессимистичное и, на мой взгляд, несколько спорное мнение: “Области ИТ за последние 15—20 лет не повезло в гораздо большей степени, чем остальным. Здесь была наиболее глубокая и драматичная смена технологий, если судить интегрально по рынку, то культура создания сложных информационных систем во многом была утеряна и сохранилась в отдельных оазисах. Очевидно, что пришло время тиражировать бережно сохранённый опыт, сочетая его с современным международным опытом. Деятельных молодых людей, желающих посвятить себя информатизации, достаточно много — отрасль популярная, да и зарплаты в ней неплохие, задача — направить их энергию в нужное русло.

Не секрет, что максимальные потери идут от попыток изобрести деревянный велосипед и сделать то, что уже многократно было сделано. Набор стандартов нашей страны и международный свод стандартов — это аккумулятор, который позволяет добиться достойных результатов в будущем.

Мы все знаем, что ситуация со стандартами в России очень далека от желаемой. Темп обновления стандартов, их создания и темп перевода и утверждения международных стандартов должны быть кратно ускорены. Замечательно, что Технический комитет, как орган взаимодействия, как орган, координирующий усилия по стандартизации, наращивает свои усилия”.

В чём прав Дмитрий Северов: стандартизация — одно из многих технических направлений, развитие которого было практически полностью провалено в РФ. Последние несколько лет прилагаются усилия хотя бы как-то исправить ситуацию. Дошло даже до недавних поручений Президента и введения процедуры ускоренного принятия международных стандартов. Плачевность нынешнего положения в этой области хорошо обрисовал в своём выступлении Андрей Лоцманов, первый заместитель руководителя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (РСПП): “К сожалению, реформа технического регулирования, которая идет в стране уже семь лет, нанесла очень большой удар по отечественной стандартизации, поскольку закон о техническом регулировании в его первоначальной редакции позволял двоякое толкование многих статей, на полном серьёзе нам предлагалось создать 400 регламентов, которые заменят 25 000 действующих стандартов, — это писалось на сайте Минпромэнерго. Поэтому РСПП был озабочен данной проблемой и создал Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия”.

По его словам, сегодня в стране принято 16 технических регламентов. Но не все они дошли до нашей промышленности, и это благо, поскольку многие регламенты еще крайне сырые и имеют много ошибок и неувязок. Не случайно многие из них сразу после утверждения потребовали внесения исправлений.

Что касается положения дел со стандартизацией в мире, то в США стандарты разрабатывают более 600 организаций и специальная федеральная комиссия утверждает перечень обязательных стандартов и перечень стандартов добровольного применения. В Израиле действует подобная же система. В Европейском Союзе была создана двухуровневая система: директивы и стандарты. Эта система потребовалась, чтобы привести к общему знаменателю системы стандартизации стран — членов ЕС. Мы сегодня тоже подходим к такой системе — в технических регламентах должны быть записаны общие требования к безопасности, а вся конкретика должна содержаться в стандартах и сводах правил, которые закреплены за данным регламентом и которые можно легко поменять с появлением новой технологии, оборудования и каких-то новаций. Несмотря на то что в Европе принята двухуровневая система, не отменены и обязательные стандарты прямого действия, например во Франции 300 таких стандартов.

“В 2007 г. по инициативе промышленности, в первую очередь РСПП и Ростехрегулирования, в закон о техническом регулировании были внесены изменения. Они позволили как бы вернуться к стандартизации. Позволили сузить действие этого закона, исключив из него вопросы охраны труда, техники безопасности, экологии и ряда других смежных законодательств.

К сожалению, многие из принимаемых сегодня регламентов не имеют межведомственного плана по их внедрению, что приводит к большим проблемам при претворении регламента в жизнь.

Для сравнения финансовых показателей отмечу, что Германия тратит на стандартизацию 800 млн. евро в год, получая прибыль в 20 евро на каждый вложенный евро. Наше государство выделяет на стандартизацию 300 млн. руб. (примерно 7 млн. евро) и примерно столько же дает промышленность. Понятно, что с таким бюджетированием мы обречены на дальнейшее отставание, и ситуацию нужно срочно исправлять, что мы и пытаемся сделать вместе с Ростехрегулированием. В развитых странах, таких как Англия, 90% применяемых стандартов — это стандарты ИСО и МЭК и только 10% — национальные. Это позволяет получать колоссальную экономию, в частности на закупке комплектующих и материалов, на складских расходах и др.

В 2004 г. в России пересмотр стандартов упал до 189 в год, в то время как развитые страны, например Германия, пересматривают до 2500 стандартов ежегодно. Общими усилиями, за счёт создания межотраслевых советов, за счёт привлечения промышленности сейчас в стране пересматривается в год свыше 1000 стандартов, в 2010 г., по оптимистическим оценкам, их будет пересмотрено более 1800. А необходимый уровень — 4500 стандартов в год, т. е. нам есть ещё над чем работать”, — сказал г-н Лоцманов

Ключевым звеном здесь являются технические комитеты.

Из базового доклада Андрея Лоцманова хотелось бы отметить несколько важных положений:

  1. Характерной особенностью является то, что в СССР промышленность практически не занималась разработкой стандартов, потому что эта работа лежала на отраслевых НИИ и институтах Госстандарта. Очень редко к их разработке привлекались специалисты непосредственно с производства, т. е. наша промышленность не имеет исторического опыта участия в разработке стандартов. Сегодня в большинстве отраслей промышленности отраслевые НИИ либо просто канули в Лету, либо, мягко говоря, утратили свой потенциал, поэтому в настоящее время все заботы по обновлению стандартов должны лечь на специалистов с производства, как это и делается во всём мире — промышленность сама занимается стандартизацией (для западных ИТ это не совсем так, поскольку в рабочие группы по тем или иным стандартам входят представители корпоративных центров НИОКР. — Э. П.). Ключевым звеном роль здесь являются технические комитеты.
  2. Комитет РСПП по техническому регулированию был создан в 2004 г. Его возглавляет Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров крупной металлургической компании. Задача комитета — консолидация усилий промышленности в области стандартизации и доведение мнения промышленности до властных структур. Комитет работает в тесном сотрудничестве с Государственной Думой, целым рядом министерств, правительством, Администрацией Президента и опирается в своей работе на большое число экспертов. Кроме того, большое внимание уделяется изучению международного опыта, комитет сотрудничает с международными организациями по стандартизации, проводит конференции по проблемам стандартизации.
  3. Сегодня требуются совместные усилия бизнеса и государства в решении следующих проблем: планирование работ по стандартизации; организация взаимодействия производителей и потребителей продукции (раньше этим занимались отраслевые министерства, которых уже нет); финансирование работ по стандартизации и ускорение внедрения стандартов. Часто бывает, что производитель какой-то продукции разрабатывает новый стандарт или гармонизирует международный стандарт, а потребители даже не знают об этом. Важной формой взаимодействия бизнеса с государством стали Межотраслевые советы, которые РСПП создал вместе с Ростехрегулированием в целом ряде отраслей (в нефтегазовом комплексе, строительстве, металлургии и ИТ). Такая схема управления стандартизацией себя уже хорошо зарекомендовала и есть надежда, что она найдёт отражение в новом Законе о стандартизации.
  4. Российские специалисты сейчас всё более активно работают в подкомитетах ISO, чего давно не было. Более того, впервые в новейшей истории России мы выступили с инициативой возглавить один из подкомитетов.
  5. Принятые 30 декабря изменения в Закон о техническом регулировании предусматривают ускоренное применение в России международных стандартов без их гармонизации, но это рассматривается как временная мера до вступления в действие российских регламентов. Положительные моменты в этом законе такие: на всех уровнях власти удалось доказать, что главное — это не регламенты, главное — это стандарты, потому что без стандартов ни один регламент работать не будет; впервые уделяется внимание техническим комитетам по стандартизации как ключевому звену; впервые установлен срок обязательного обновления стандарта — пять лет.
  6. Основные проблемы. К сожалению, сейчас часто принимаются технические регламенты, но не всегда вносятся изменения в смежные законодательные акты, в результате эти документы противоречат друг другу в отдельных положениях, так случилось с Регламентом о пожарной безопасности и Законом о пожарной безопасности. В Казахстане, например, сначала были внесены изменения в 33 закона, а только потом начали разрабатывать регламенты. Это позволило им решить ряд проблем в смежном законодательстве и значительно сократить количество необходимых регламентов.

Безусловно, необходимо уточнить в тексте Закона о техническом регулировании вопросы добровольности применения стандартов, потому что сегодня у нас все стандарты добровольного применения, но невозможно согласиться, что требования к колёсным парам или ширине рельсов чисто добровольное дело.

Парадоксом является то, что принимаются федеральные законы и технические регламенты, но никакой ответственности за их невыполнение не предусмотрено. Сейчас подготовлены предложения о внесении изменений в Административный кодекс с тем, чтобы была установлена ответственность и за невыполнение регламентов, и за предоставление недостоверной информации в процессе сертификации продукции.

Другим парадоксом является то, что сегодня затраты на стандартизацию предприятия должны относить на свою прибыль, а не на себестоимость, как это сделано во всех других странах. РСПП и Ростехрегулирование неоднократно выходили с предложением внести изменения в Налоговый кодекс и сейчас эти предложения услышаны. Это очень важно, поскольку в крупных корпорациях технический директор сможет выделять деньги из своего фонда развития без рассмотрения вопроса на совете директоров, что намного сложнее.

Безусловно, нужен также Закон о стандартизации, потому что Закон о техническом регулировании покрывает только 20% всей потребности в стандартах. Ещё есть стандарты серий “Техника безопасности”, “Связь”, “Оборонная продукция” и др. Нужно также решать вопросы с оценкой соответствия, аккредитацией сертификационных центров, потому что мы сегодня захлебнулись от контрафактного товара и поддельных сертификатов. В Белоруссии же, например, полностью ликвидировали рынок контрафактной продукции. Эти инициативы опубликованы на сайте РСПП.

С большой презентацией о ТК-22 выступил его новый председатель Сергей Головин. Автор настоящей статьи взял у него отдельное интервью, которое в ближайшее время появится на сайте.

Академик Игорь Соколов в своём выступлении отметил, первый стандарт на Руси ввёл царь Иван Грозный — были стандартизованы кружала (пушечные ядра), а Пётр I ввёл стандарт на кирпичи; первое же учреждение в области стандартизации и метрологии в России было создано в 1893 году и называлось “Главная палата мер и весов”, его создателем и первым руководителем был крупнейший российский учёный Дмитрий Иванович Менделеев. Он является основоположником российской стандартизации и метрологии, а также организатором системы профессиональной подготовки кадров в этой области.

На описываемой презентации было также много других содержательных выступлений и обсуждений вопросов, связанных со стандартизаций. Итак, дебют ТК-22 состоялся. Пожелаем ему успеха в этом важном для отечественной ИТ-отрасли деле.

Версия для печати (без изображений)