Современный малый и средний бизнес все больше тяготеет к внедрению компьютерных технологий в производство, управление и продвижение товаров на рынок. Несмотря на, возможно, значительную стоимость “входного билета”, ставка на hi-tech позволяет не только управлять бизнесом в режиме реального времени, ускорять подготовку отчетов и накапливать статистику продаж, но и снижать эксплуатационные расходы, в том числе и за счет оптимизации численности персонала. Московский лакокрасочный завод “Арколор”, который производит материалы под торговой маркой Polymax, решил автоматизировать свое производство именно поэтому — только строительство единой автоматизированной схемы складского учета, логистики и торговли на территории всей страны могло помочь компании резко уменьшить расходы на складские помещения и оптимизировать сбыт продукции в регионах. В качестве системы управления была выбрана “1С:Управление небольшой фирмой 8”, интегратором стала компания “Логен” (консалтинговая группа Logic Engineering).

Постановка задачи

Поскольку продукцию компания “Арколор” поставляет во все регионы страны, то основная задача для предприятия — составление грамотной рецептуры лаков и красок, которые должны выдерживать как чрезмерно высокие, так и пониженные температуры окружающей среды. “К сожалению, сделать что-то общее для всех получателей невозможно. Заказы же поступают оперативно и далеко не всегда требуется сразу вагон краски — просят прислать партии начиная с нескольких коробок. Таким образом, предприятию была необходима система, которая, с одной стороны, позволяла бы оперативно принимать заказы с учетом данных получателя, одновременно выстраивая к нему полноценную логистическую цепочку (от выбора нужной тары для продукции и упаковки до четкой доставки по указанным координатам покупателя). С другой — передавать информацию о каждом конкретном заказе на производство, где его выполнение встраивали бы в тот или иной технологический цикл”, — вспоминает Роман Сало, директор компании “Арколор”.

“При всем этом в идеале, руководству завода хотелось бы поставить дело так, чтобы синхронизировать заказ и выпуск продукции для минимизации складских помещений. Вдобавок надо было выявить сезонные пики с четким указанием наиболее ходовых товаров и прогнозом загрузки производства с их учетом, чтобы готовится к авральному спросу можно было заранее без лишних трудовых подвигов”, — пояснил ситуацию Андрей Зайцев, генеральный директор компании “Логен”.

Исходя из масштабной задачи, было принято решение выбрать аппаратно-программный комплекс, который мог бы “закрыть” всю производственную цепочку компании. Все-таки для небольшого предприятия это, по сути, означало если не коренную перестройку системы управления, то ее существенную модификацию. “Никакого тендера мы не устраивали, — рассказал Роман Сало, — в этом не было экономического смысла. Я поставил себе цель — разобраться в существующих на рынке решениях и около двух месяцев занимался этим в дополнение к основной работе — смотрел не только функциональные особенности решений и их цену, но и удобство использования, возможность приспособить их под наши задачи. В итоге остановились на системе “1С:Управление небольшой фирмой 8”, которое нам подошло в наибольшей степени”.

Кроме возможности адаптации решения под конкретные запросы заказчика, при выборе учитывались такие критерии, как известность и надежность производителя, обеспеченность техподдержкой, возможность модифицировать решение в зависимости от бизнес-процессов. “Так как мы — растущее предприятие, то много средств уходит на развитие бизнеса, мы должны были быть уверены в том, что приобретенное ПО могло бы развиваться вместе с ростом компании, — продолжил Роман Сало. — Немаловажным был и вопрос цены — все-таки мы платим свои, а не инвестиционные деньги, полученные в рамках кредитной линии. Даже признанные весьма “демократичными по ценам” решения фирмы “1С” в версиях для более крупного бизнеса с куда как большим функционалом стоят не так уж и мало. Про именитые решения от западных производителей растущему российскому бизнесу и думать пока не приходится. Но работать-то надо! Поскольку мы уже использовали “1С: Бухгалтерию”, которая де-факто стала стандартом для российских компаний, мы обратили внимание на новую технологическую платформу “1С:Предприятие 8.2”. И почти тут же выяснилось, что сразу за выпуском версии 8.2 было выпущено и первое тиражное решение “1С:Управление небольшой фирмой 8”. Наиболее активным интегратором данной системы, которая выделила у себя в компании для этого отдельное направление, была компания “Логен"”.

“Вообще, во время типичной работы с разными “внедренцами” все бывает по накатанной схеме — вот предприятие покупает программу, приглашает программистов и говорит им: “У нас есть программа, допишите ее под наши потребности”, — рассказал Роман Сало. — Конечно, все с готовностью берутся за задачу, переписывают типовую конфигурацию под пожелания клиента и получается, что ПО “заточено” идеально. Но... нуждается в деятельном и постоянном сопровождении. Поскольку все оно настолько сильно доработано, что даже сам заказчик толком не знает, как именно там все устроено и работает. И приходится компании-заказчику увеличивать свои расходы на поддержку такого индивидуального решения, нанимая на full-time квалифицированный персонал. Причем их потенциал не используется полностью — они же поддерживают систему, “латают” ее огрехи и заняты эпизодически. Да, производитель может регулярно выпускать обновления и новые релизы программ — но это все для типовых конфигураций, а у предприятия-то оказалось полностью индивидуальное решение, сильно модифицированное и переделанное именно под его потребности”.

Роман Сало считает, что в случае данного проекта все получилось вполне разумно — специалисты компании “Логен” придерживались той позиции, что надо по возможности оставлять типовые объекты программы, а если уж непременно необходимо вносить изменения — то вносить их по минимуму и обязательно предусматривать беспроблемное обновление в будущем. В результате проект обошелся практически без какого-либо дополнительного программирования. “Все удалось решить типовыми средствами программы “1С:Управление небольшой фирмой 8”, ее основная конфигурация не была изменена, поэтому выпускаемые обновления происходят не то что безболезненно — вообще незаметно для работы системы”, — отметил г-н Сало.

Эффект от внедрения

Основная отдача от реализации проекта автоматизации — снижение времени, которое сотрудники тратят на оформление документации в производственном процессе. “Например, упрощено создание и изменение спецификаций продукции: чтобы добавить, удалить, скорректировать данные, достаточно внести изменения один раз и они сразу будут доступны всем функциональным подразделениям компании, ибо база продукции общая. При необходимости изменить основную спецификацию технологу достаточно внести исправления для основной (нефасованной) продукции, а для фасованных поставок эти изменения будут произведены автоматически. Процесс управления стал более быстрым, контролируемым, к тому же заметно снизилось количество ошибок по причине “человеческого фактора”, — отметил Владимир Вавилов, руководитель проекта автоматизации “Арколор” со стороны компании “Логен”. — Кроме того, упрощен процесс оформления выпуска продукции — раньше требовалось оформлять два документа (один — на производство краски и второй — на ее фасовку), а теперь обе операции “закрываются” одним документом “Производство”, который формируется на основании заказа. А под каждый заказ в соответствии с четко утвержденными нормами производится автоматическое списание сырья и тары со склада — у руководства “Арколора” всегда есть четкое представление об остатках, количестве продукции в производстве и том, что уже отгружено в адрес заказчиков.

“От этого проекта автоматизации мы получили куда больше, чем рассчитывали, — уверен Роман Сало. — В ходе реализации решения удалось успешно выполнить локальную, но достаточно важную задачу по созданию единой платформы информационного обмена. В частности, был осуществлен перевод нашей системы бухгалтерского учета с “1С:Бухгалтерия 7.7” на “1С:Бухгалтерия 8” — таким образом данные о заказах обсчитываются и сразу “загоняются” в бухгалтерскую систему, а информация о себестоимости продукции, отдельных компонентов сырья и т. д. мгновенно передается в систему управления в режиме онлайн. А это именно то, что и требовалось нашему заводу — решение проблем оперативного управления через качественную автоматизированную информационную систему”.

Как известно, решение “1С:Управление небольшой фирмой 8” ориентировано на малый бизнес, поэтому и стартовая цена программы (включая лицензию на один компьютер) более чем демократичная — 14,5 тыс. руб. Стоимость дополнительной лицензии для подключения еще одного рабочего места — 5,2 тыс. руб., для подключения пяти мест — 18 тыс. руб. (то есть с увеличением числа лицензируемых мест удельная стоимость одного уменьшается). Можно начать с таких затрат, поработать в программе, изучить ее возможности и начать получать экономический эффект от первичной автоматизации. “Это ПО разработано на платформе “1С:Предприятие 8.2”, которую можно развернуть на сколь угодно нужное количество рабочих мест, — напоминает Роман Сало, — т. е. технических ограничений нет. Другое дело, что крупный бизнес обычно сразу приобретает более функционально насыщенные решения для автоматизации своих “навороченных” бизнес-процессов. А вот растущим предприятиям не всегда целесообразно переплачивать за пока ненужный им функционал. Грамотнее будет максимально быстро и недорого внедрить информационную систему, в которой заложены возможности для будущего комплексного роста. И такая система будет органически расти вместе с бизнесом предприятия. Вот в качестве такой системы “для насущной автоматизации и “на вырост” вполне хорошим решением является «1С:Управление небольшой фирмой 8»”.

“Самым сложным этапом во внедрении была консолидация разрозненных данных, — вспоминает Владимир Вавилов, — Ранее вся информация вносилась в разные системы — в бухгалтерию, в предыдущую управленческую систему “1С”, что-то “оседало” в Excel или даже текстовых документах. Но поскольку “Арколор” решил развиваться как передовая инновационная компания, эту ситуацию требовалось изменить. Заказчик принял решение о том, что основой для ввода данных является управленческая система, откуда данные “расходятся” по предприятию. А вот сведение этих изначально разрозненных данных, по-разному заполненных справочников и было довольно сложным этапом. Но совместно с заказчиком нам вполне успешно удалось с этим справиться”.

Версия для печати (без изображений)