В канун новогодних праздников принято подводить итоги и строить планы на будущее. Именно так и поступило руководство группы ВТБ, обнародовав в середине декабря свои стратегические приоритеты в области ИТ на ближайшие три года.

ИТ-стратегия группы, как рассказал старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента информационных технологий Дмитрий Назипов, определяется приоритетными задачами бизнеса и реализуется по трем направлениям: развитие ИТ-архитектуры, включая решение общегрупповых задач, эффективность использования этой архитектуры и управление ИТ.

Главной целью первого этапа ИТ-стратегии, реализованного в 2007--2010 гг., было создание фундамента корпоративной информационной системы и построение единой ИТ-платформы. Сегодня в состав ВТБ входят разнородные компании, которые помимо банковского дела охватывают такие виды деятельности, как лизинг, факторинг, страхование, пенсионный фонд, строительство. И во всех этих областях ведутся масштабные ИТ-проекты, направленные на реализацию основного бизнес-функционала, централизацию ИТ-систем и снижение издержек на поддержку бизнеса.

В результате, по словам Дмитрия Назипова, по оценке исследования, ежегодно проводимого компанией McKinsey среди ведущих европейских банков, в ВТБ достигнут прогресс по всем направлениям развития ИТ. “Мы входим в сегмент банков с высокой эффективностью в целом и низкими затратами на ИТ. Так, в 2009 г. наш ИТ-бюджет составил 4% от выручки ВТБ. Наши дочерние компании имеют такой же показатель и даже ниже, в то время как для банков России и Европы он в среднем составляет 7% от выручки”, — подчеркнул г-н Назипов.

Среди ключевых проектов, реализованных на первом этапе ИТ-стратегии, Дмитрий Назипов назвал перевод всех филиалов на централизованную автоматизированную банковскую систему (АБС) “Новая Афина” на платформе Oracle. Эта работа позволила унифицировать и оптимизировать бизнес-процессы во всех филиалах, создав тем самым условия для повышения производительности труда операционных сотрудников и снижения операционных рисков.

Кроме того, важными элементами выполнения ИТ-стратегии 2007--2010 гг. стали создание централизованного бэк-офиса московского региона, обеспечившего повышение операционной эффективности и оптимизацию численности персонала в дочерних организациях, а также построение корпоративного информационного хранилища, в рамках чего была образована техническая инфраструктура загрузки, хранения и экспорта данных и реализованы функции формирования консолидированной отчетности по основным направлениям бизнеса.

Но самым тяжелым с точки зрения ментальности для сотрудников банка ВТБ, считает Дмитрий Назипов, был проект по внедрению системы электронного документооборота, который в 2010 г. вышел в режим полной промышленной эксплуатации: “Руководство банка лично дало толчок для реализации этого проекта, подвигнув всех сотрудников к переходу на новые технологии. Всю свою прошлую деятельность банк ориентировался на бумажные документы, и избавление от их потока было весьма непростой задачей в отношении перестройки мышления сотрудников и внутренних процессов банка”.

Из инфраструктурных проектов особого внимания заслуживает окончание работ по созданию базиса интеграционной платформы. К сегодняшнему дню в банке создана единая инфраструктура для интеграции всех приложений на платформе IBM WebSphere Process Server (WPS), и теперь десятки информационных систем взаимодействуют друг с другом через единый интеграционный модуль.

Большие работы были проведены и по совершенствованию вычислительной инфраструктуры, виртуализации систем и их консолидации. К числу знаковых проектов можно отнести создание инфраструктуры в башне “Федерация” в деловом центре “Москва-Сити”. “Наш головной офис сейчас работает в гибком, адаптивном, интеллектуальном офисе, который позволяет предоставлять сервисы из любой его точки, сопрячь различные медиа-среды и служит фундаментом для органичного развития нашей информационной системы на десятилетия вперед”, — подчеркнул Дмитрий Назипов.

Говоря о результатах реализации ИТ-стратегии в банке ВТБ, следует отметить, что за последние четыре года существенно изменилось покрытие информационными технологиями функциональных областей: автоматизировано более 80% основного функционала. В стартовой ситуации, по словам г-на Назипова, бóльшая часть приложений попросту отсутствовала; не было, в частности, систем предкредитной обработки и бизнес-планирования. Основная работа протекала без единых информационных систем, обеспечивающих групповую работу пользователей. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: впереди намечается закрытие оставшейся части функционала и повышение функционала существующих систем.

В рамках ИТ-стратегии 2007--2010 гг. был выполнен ряд важных проектов в дочерних банках России, стран СНГ и Европы. Здесь главный акцент делался на создание ключевых продуктовых систем, охватывающих основные бизнес-направления этих банков, а также на централизацию информационных систем. “Сегодня можно уверенно сказать, что внедрение следующего поколения банковских систем в наших дочерних компаниях успешно завершено”, — считает Дмитрий Назипов.

Основные положения ИТ-стратегии на 2010--2013 гг.

В качестве стратегических целей развития ИТ на четыре года руководство группы ВТБ называло поддержку новых продуктов и каналов обслуживания, повышение эффективности бизнес-процессов, представление высококачественных данных и инструментов для принятия управленческих решений, обеспечение непрерывности бизнеса за счет надежной ИТ-инфраструктуры и предоставление бизнес-подразделениям своевременных ИТ-услуг высокого качества.

Для достижения этих целей сформулированы стратегические ИТ-приоритеты, которые делятся по трем направлениям: ИТ-архитектура, ИТ-инфраструктура и управление ИТ. Особенностью сегодняшнего момента, по словам Дмитрия Назипова, является необходимость повысить степень связанности внутри группы ВТБ, что требует внедрения более серьезных ИТ-инструментов и более плотной ИТ-координации на уровне группы.

Одним из наиболее важных инструментов, который позволит реализовать эти стратегические ИТ-приоритеты, г-н Назипов назвал развитие корпоративной информационной системы (КИС) группы ВТБ. Эта система представляет собой хранилище, позволяющее на уровне группы агрегировать информационные потоки и формировать разнообразную отчетность, в том числе дебиторскую и управленческую, а также базовые информационные регистры по всем дочерним структурам. При этом он пояснил: “Понятно, что заставить несколько десятков компаний, расположенных в разных странах с разными формами отчетности и разной валютой, представлять сопоставимые, адекватные, своевременные и достоверные отчеты — большая и серьезная работа. К настоящему времени она завершена в том объеме, который необходим для формирования основных регистров. Дальнейшее развитие системы лежит на пути повышения оперативности представления данных и расширения их состава”.

Не менее важен, по мнению г-на Назипова, инструментарий для клиентских менеджеров и управления взаимоотношениями с клиентами: “Очевидно, что синергию группы ВТБ можно обеспечить только за счет кросс-продаж компаниям и обслуживания компаний в разных странах с одинаковым уровнем сервиса и поддержкой продуктовых направлений, которые адекватны для каждой конкретной страны. Такие системы, как CRM и глобальный реестр клиентов группы ВТБ, и ориентированы на поддержку в разрезе разных стран и разных продуктов”.

Сегодня в группе ВТБ инициирована программа CRM-2012, которая предполагает, что в течение 2011 г. будет выработана стратегия в области CRM. По всей видимости будет выбрано единое решение, которое позволит разным компаниям группы поддерживать необходимые операции и продукты. Применяемая в настоящее время в банке ВТБ CRM-система Sales Logic адекватна масштабам бизнеса, поэтому данный проект, считает Дмитрий Назипов, — это стратегическая инвестиция на будущее, которая позволит в течение последующих десяти лет управлять взаимоотношениями с клиентами. Вместе с тем его реализация не имеет особой срочности, поскольку перед ним не стоит задача закрывать вопиющие провалы в имеющейся функциональности.

Говоря о стратегических ИТ-приоритетах по направлению ИТ-архитектуры, г-н Назипов отметил, что группа ВТБ проводит единую политику в отношении инфраструктуры, что предполагает формирование единой инфраструктуры дата-центров в России, внедрение единых стандартов в отношении оборудования и ПО и общих подходов к функционированию ИТ в рамках группы. Ожидается, что в 2011 г. будет введен в действие большой основной ЦОД банка ВТБ, а в 2012-м — резервный. “Фактически это уже состоялось, — уточнил он. — Из филиальных ЦОДов уже выведены критически важные для бизнеса приложения, и там остались в основном инфраструктурные приложения. Например, сервер документооборота, хранящий образы документов, разумнее размещать в филиале, чтобы синхронизация этих образов проходила ночью. В целом централизация приложений позволяет значительно сократить ИТ-персонал в филиалах, что переводит их в статус подразделений, которые только получают доступ к информационным системам, но не занимаются их хостингом и не сопровождают их”.

Среди наиболее интересных проектов, которые предполагается реализовать в ближайшее время, Дмитрий Назипов назвал развитие системы дистанционного банковского обслуживания. В 2010 г. в банке ВТБ был введен в действие интернент-банкинг, который оказался широко востребован клиентами из среднего бизнеса, и внедрены такие пионерские продукты, как расчетный центр клиента и консолидация управления средствами клиента в рамках расчетного центра банка.

Другой крупный проект, инициированный в 2010-м и планируемый к запуску в следующем году, — это поддержка инвестиционного бизнеса. Данная работа, по мнению представителей ВТБ, приведет к созданию единой системы сквозной обработки информации, поступающей от фронтальных торговых приложений и приложений бэк-офиса.

Еще один заметный проект связан с оптимизацией и автоматизацией процессов продаж. Система предкредитной обработки уже сдана в эксплуатацию и показала высокую эффективность для филиалов банка, заметно сократив время рассмотрения заявок и снизив трудоемкость процесса. Кроме того, в головной организации банка ВТБ в 2011 г. будет осуществлен переход на АБС “Новая Афина”, которая уже стала платформой во всех филиалах. Тем самым будет сокращено разнообразие ИТ-ландшафта.

Отдельно Дмитрий Назипов остановился на проекте, связанном с интеграцией “ВТБ Северо-Запад”, который входит в десятку крупнейших банков России. В марте 2011 г. предполагается завершить нулевой этап объединения, когда используемые в обеих структурах информационные системы сольются воедино по отчетности и расчетам. “С этого времени мы начнем жить как одно целое с точки зрения центрального банка, но ИТ-ландшафт будет разнородным, — рассказал Дмитрий Назипов. — Этап по выравниванию ландшафта займет год-полтора. В “ВТБ Северо-Запад” есть эффективные приложения и технологии, которые необходимо сохранить. И этот процесс для нас облегчает тот факт, что основной операционной платформой там является АБС “Новая Афина”. То есть за этот период мы должны синхронизировать наши платформы и перевести филиалы “ВТБ Северо-Запад” на единую платформу банка ВТБ. Внедрение других приложений банка в филиальной сети “ВТБ Северо-Запад” будет осуществляться по простой накатанной схеме, ничем не отличающейся от внедрения в обычном филиале банка ВТБ. Поэтому основная проблема здесь заключается в том, чтобы не потерять ничего ценного и полезного из тех технологий и процессов, которые использовались в “ВТБ Северо-Запад”.

Версия для печати (без изображений)