Автоматизация лечебно-профилактических учреждений продолжает оставаться одной из самых злободневных проблем российского здравоохранения. И тем отраднее видеть, что есть организации, которым удается не просто внедрить медицинскую информационную систему (МИС), но и получить с её помощью реальные результаты. Среди них — Московский научно-исследовательский институт психиатрии (МНИИП) Минздравсоцразвития РФ, основанный в далёком 1920 г. и входящий сегодня в число ведущих психиатрических учреждений России и Европы.

Институт отвечает за разработку ключевых направлений психиатрической помощи в стране, а также оказывает медицинскую помощь по следующим профилям: взрослая и детская психиатрия, эпилепсия и наркология. В состав института входят восемь поликлинических отделений на 140—170 посещений в день и клиника на 300 коек, включающая пять взрослых и одно детское отделение, отделение нелекарственных методов лечения с блоком интенсивной терапии и лабораторно-диагностические подразделения (отделение нейроинтроскопии, лаборатория функциональной диагностики, клинико-биохимическая лаборатория и др.).

Такая сложная структура лечебного учреждения усложняла поиск информации о конкретном пациенте (например, о количестве и датах предыдущих посещений, перечне оказанных медицинских услуг, результатах лабораторных исследований и пр.) и, как следствие, требовала значительных затрат времени на оформление бумажных амбулаторных и стационарных карт. Кроме того, из-за большого числа пациентов возникали очереди в регистратуру и кассу для оплаты услуг.

Для преодоления этих проблем в августе 2010 г. администрация МНИИП приняла решение о внедрении МИС, которая позволила бы комплексно автоматизировать основные направления деятельности института. “Нашей главной задачей была систематизация информационных потоков внутри учреждения. Без современной медицинской информационной системы я не могу себе представить пути решения данной задачи в любой медицинской организации”, — пояснил заместитель директора МНИИП, д. м. н. Виктор Вялько.

Предполагалось, что реализация проекта начнется с внедрения ИТ в работу поликлинических отделений. Внимательно изучив рынок соответствующих решений, специалисты института остановили свой выбор на программном продукте “1С: Медицина. Поликлиника”, который служит для учета пациентов и управления их потоками, ведения взаиморасчетов с контрагентами, персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.

Это специализированное решение учитывает все особенности бизнес-процессов поликлиники и обеспечивает автоматизацию деятельности следующих подразделений и ответственных лиц: регистратура, касса для расчетов с физическими лицами, заведующий регистратурой, служба ведения договоров, врачебный и средний медицинский персонал, информационно-аналитическая и статистическая службы.

Среди других факторов, повлиявших на выбор системы “1С:Медицина. Поликлиника”, Виктор Вялько назвал доступную цену (по сравнению с другими аналогичными решениями), большую партнерскую сеть вендора, что служит гарантией должного качества с учетом существующего уровня конкуренции среди фирм-партнеров “1С”, а также наличие сертифицированной платформы “1С:Предприятие 8.2z”, обеспечивающей выполнение требований по безопасности в соответствии с положениями закона 152-ФЗ “О персональных данных”. Еще одним достоинством данной платформы специалисты МНИИП сочли то, что она позволяет организовать эффективную работу и надежное хранение информации для сотен пользователей.

Широкий набор целей

Реализация проекта началась в сентябре 2010 г. силами объединенной команды, куда вошли представители компании-франчайзи “Формула-Бизнеса” и методисты фирмы “Медицинские решения”, оказывающие консультационную поддержку, а также ИТ-специалист института.

В первую очередь требовалось создать единую систему регистрации пациентов в учреждении и внедрить пластиковые идентификационные карты, позволяющие учитывать движение пациентов (в том числе, каких врачей они посещали, какие назначения им были сделаны). В институте также хотели, чтобы с помощью этих карт на любом рабочем месте (в регистратуре, кассе, кабинетах врачей, процедурных и диагностических кабинетах, стационаре) можно было открыть электронную историю болезни пациента.

Кроме того, новая система должна была предоставить возможность детализированного учета заказываемых и выполняемых услуг в разных аналитических разрезах — пациент, источник финансирования, обеспечивающий выполнение услуги, кабинет, где оказывалась услуга, и прибор, с помощью которого она была выполнена.

И наконец, внедрение “1С:Медицина. Поликлиника” должно было обеспечить получение аналитической отчетности в разных разрезах (по врачам, приборам, месту жительства пациентов и т. д.), а также автоматический расчет заработной платы подразделений исходя из оказанных платных услуг.

В результате такое увеличение необходимого функционала сдвинуло сроки выполнения проекта с трех месяцев до полугода. На изменение сроков также повлияли сложности, возникшие непосредственно в ходе развертывания МИС.

Во-первых, новое решение потребовало технического переоснащения компьютерного парка поликлинических отделений. Часть компьютеров на предполагаемых рабочих местах отсутствовала, а другие — были устаревшими, в дополнение к этому понадобилось организовать соответствующую сетевую инфраструктуру.

Во-вторых, выяснилось, что большинство сотрудников института испытывали боязнь перед компьютером. “Относительно невысокий уровень компьютерной грамотности врачей затруднял их общение с техническими специалистами, осуществлявшими внедрение. Поначалу казалось, что мы говорим на разных языках, но постепенно мы научились понимать друг друга”, — подчеркнул Виктор Вялько.

И в-третьих, для надлежащего функционирования “1С:Медицина. Поликлиника” необходимо было изменить и скорректировать существующие бизнес-процессы. Требовалось преодолеть некую несогласованность деятельности подразделений, наблюдавшуюся до начала внедрения МИС и обусловленную их спецификой, а это оказалось не так просто, поскольку, по словам г-на Вялько, тяжелее всего менять привычный порядок работы.

Сегодня и завтра автоматизации

В настоящее время, когда проект уже завершен, осуществляется выверка данных по отчетам, реализованным уже в новой системе “1С:Медицина. Поликлиника”. “В целом, несмотря на небольшое отклонение от графика и ряд возникших при внедрении сложностей, я могу с уверенностью сказать, что мы добились намеченных целей”, — отметил Виктор Вялько.

Была оптимизирована и централизована процедура регистрации пациентов, а в результате внедрения пластиковых идентификационных карт скорость обработки данных пациента повысилась более чем в 2 раза. Кроме того, благодаря тем же картам удалось существенно уменьшить очереди пациентов в кассе на оплату услуг, так как теперь прием оплаты упростился до одной операции — считывания штрих-кода с этой карты.

Система также обеспечивает формирование маршрутных листов, которые выдаются каждому пациенту. Этот документ содержит всю необходимую для него информацию — время предоставления медицинской услуги, кабинет и подготовительные меры. Сканирование маршрутного листа позволяет увидеть результаты проведенных обследований пациентов на любом этапе консультаций.

Виктор Вялько выделил несколько факторов, которые следует всегда учитывать при реализации подобных проектов. Прежде всего, по его мнению, необходимо обязательно формировать рабочую группу от автоматизируемого медицинского учреждения, которая сможет участвовать в развертывании системы. Кроме того, следует заблаговременно приступить к обучению сотрудников работе с программой и компьютером в целом, если медицинский персонал изначально не обладает достаточными для этого навыками. И наконец, успех проекта во многом зависит от наличия грамотного подрядчика, который сможет качественно внедрить систему.

Внедрением “1С:Медицина. Поликлиника” планы института по автоматизации своей деятельности не заканчиваются. На III—IV кварталы текущего года намечена автоматизация стационара. Предполагается, что для этого будет использоваться один из специализированных программных продуктов, входящих в линейку “1С:Медицина”.

Версия для печати (без изображений)