Стратегические ошибки, как известно, нельзя исправить тактическими успехами, поэтому компании, особенно — крупные, уделяют вопросам управления стратегиями развития компании все большее внимание. Но в компаниях работают люди, и, при всех недостатках человека как такового, именно им предстоит решать бизнес-задачи компании, помогать достигать ей своих целей, в том числе и стратегических. Поэтому вопросы управления персоналом или “человеческим капиталом” тоже чрезвычайно важны, а продукты, помогающие автоматизировать эти процессы очень востребованы. На конференции “Новые подходы и проверенные решения к управлению финансами и персоналам”, проведенной компаниями AGroup и LLP (официальный российский партнер Infor), ее участники попытались обозначить актуальные тенденции в данной сфере.

От планов — к прогнозам

При укрупнении бизнеса, росте территориальной распределенности структуры, диверсификации направлений цена неверного управленческого решения — тактического и, особенно, стратегического — возрастает многократно. Соответственно задача управления бизнесом по определению выдвигается на первый план. Эффективное управление возможно лишь при условии консолидации данных из различных информационных систем, эффективной и своевременной их обработки с представлением в различных разрезах — территориальных, временных, и даже в разрезе будущего, т. е. прогнозов. Именно качественное прогнозирование развития становится последнее время все более востребованным со стороны бизнеса.

Любопытные метаморфозы наблюдаются все-таки в мире и, что еще любопытней, — в сознании. Когда-то в нашей стране существовала плановая экономика, плановость которой считалась ее серьезным недостатком. И во многом действительно была им в силу косности плановой сверхцентрализованной системы. Плановой экономике противопоставлялась (по крайней мере, в сознании многих и многих) вольная стихия рынка — гибкая, эффективная, которая в принципе не нуждается в планах, но лишь в чутье и деловой хватке бизнесмена. Как показало время, это было преувеличенное представление о волшебных свойствах рынка и бизнеса, можно сказать — романтизация капитализма. Очень быстро оказалось, что рыночная экономика тоже нуждается и в плановом подходе, и в прогнозах своего развития. И удивительно — чем переменчивей становится экономика и мир в целом, тем больше у компаний потребность в планах и прогнозах, а чем точнее прогнозы — тем выше стоимость компании на рынке.

Согласно исследованию компании КПМГ, результаты которого были озвучены Алиной Засимович (КПМГ) и ее коллегой Никитой Назаровым, более 50% респондентов связывают качество прогнозирования со стоимостью компании (опрошены топ-менеджеры 500 глобальных компаний). Это прогнозы не только для внутреннего потребления, но и для внешних аналитиков, которые, в зависимости от качества прогнозирования, начинают доверять (или не доверять) прогнозам по стоимости акций компании. Перспективным направлением повышения эффективности прогнозирования является вовлечение в модели прогнозирования не только финансовых, но и операционных источников в сочетании с более частой актуализацией прогнозов. При этом прогнозирование должно привязываться не только к временным периодам (календарю), но и к определенным событиям (например, при достижении определенных показателей бизнеса неких пороговых значений выполняются определенные корректировки). Кроме того, необходимо привлекать в качестве одной из основ для прогнозирования внешние источники (данные государственной статистики, рыночную информацию). Между тем оказывается не только в России, но и в мире 75% компаний в качестве основного инструмента бизнес-аналитики используют Excel. Решать же такие сложные и актуальные задачи, по мнению представителя КПМГ, можно только в специализированных системах бизнес-аналитики в рамках реализации модели проектного управления и бюджетирования, причем качество прогнозирования, как показывает проведенное исследование, становится конкурентным преимуществом.

Вместе с тем действительное положение дел с системами класса BI в мире сегодня не самое радостное. Согласно проведенному КПМГ исследованию, более половины внедрений систем бизнес-аналитики не оправдали ожиданий, а используют внедренные системы в целях реорганизации бизнеса менее 10% предприятий. Связано такое положение дел, по мнению представителей аудиторской компании, с тем, что системы BI слабо связаны со стратегическими целями организаций, их структурой, которая в современных условиях динамично меняется. При этом Никита Назаров в своей части доклада высказал мысль, что в нынешней ситуации у российских компаний появляется шанс приобрести передовой опыт внедрения и использования BI. Данная мысль вызывает скепсис, поскольку цена приобретения такого передового опыта скорее всего будет несоразмерна с выгодами, которые приобретет бизнес. Уж если на Западе, в условиях относительной экономической стабильности и стабильного правового поля системы класса BI не поспевают за бизнесом, то в российских условиях не поспеют тем более. Тем не менее у российских фирм, безусловно, есть насущная потребность внедрения западных методик, в частности проектного подхода к бизнесу.

Так, Алина Засимович специально остановилась на большой практической пользе и удобстве внедрения проектного бюджетирования в российских компаниях, например, строительного сектора. Проектный подход позволяет построить отчетность по стандартам МСФО, согласно которым доходы рассчитываются исходя из планов и прогнозов компании. В случае отсутствия проектного подхода и планов, доходы автоматически приравниваются расходам. Таким образом прибыль по стандартам МСФО отсутствует (хотя фактически — по РСБУ — есть), а российская компания лишается возможности получения внешних дешевых займов. Выход — использование систем, позволяющих приближать стандарты работы компании, ее отчетность к международным стандартам.

Отметим, что на конференции, помимо Infor FMS SunSystems Enterprise, распространенной системы в сфере управления финансами, был также представлен продукт Infor PM — платформа для бюджетирования, моделирования, прогнозирования и консолидации финансовых данных.

HCM: техника управления человеческим капиталом

Очень часто причиной аварий, повреждений и даже катастроф становится так называемый человеческий фактор, т. е. заложенная в человеке способность ошибаться, предпринимать неправильные действия. Причем ситуация, в которой этот фактор может сработать, мало предсказуема, поэтому застраховаться от него полностью не получится при всем желании.

Именно поэтому, как отметил Юрий Янсон (AGroup), компании нужен не сам человек, а человеческий капитал (human capital), которым он обладает, т. е. его навыки, способности, знания и умения. Цель управления человеческим капиталом компании — высокоэффективный персонал, мотивированный на достижение бизнес-целей компании. Для этого по каждой позиции должен существовать целевой профиль, управляемый по двум параметрам — цели и компетенции.

Еще один распространенный и эффективный методов управления — так называемый девятиячеечный анализ, с помощью которого весь персонал компании распределяется по ячейкам с примерно сходными оценочными значениями двух параметров: эффективности работника (за небольшой временной период — полгода, год) и его потенциала. На уровне HCM-системы выделяют три уровня автоматизации управления человеческим капиталом — низовой уровень автоматизации управления персоналом (транзакционный), стратегический уровень управления (управление талантами) и слой расширенного класса пользователей (HC-портал). На транзакционном уровне автоматизируются административные процессы — регистрация рабочего времени, его планирование, управление отсутствиями, отпусками, больничными, расчет зарплаты, управление соцпакетом, штатным расписанием, соответствием законодательству. На стратегическом уровне автоматизации осуществляется подбор персонала, управление его эффективностью и вознаграждениями, а также обучением. На HCM-портале автоматизируется сотрудничество и взаимодействие сотрудников, управление аналитикой и отчетностью, самообслуживание руководителей.

Говоря о конфигурации решения по расчету зарплаты и управления персоналом, докладчик выделил четыре варианта поставки систем. Во-первых, HCM-системы могут поставляться в составе ERP-пакетов, во-вторых — как лучшие точечные решения, автоматизирующие ту или иную функциональную область управления персоналом, в-третьих — как интегрированные HCM/HRMS-системы (полнофункциональная система HRB от AGroup относится именно к этому классу) и, в-четвертых — вариант аутсорсинга, когда компания решается использовать выгоды отделения человеческого капитала от человека. Традиционная модель использования HCM-системы предполагает развертывание ПО в инфраструктуре клиента, который купил лицензию на бессрочное право ограниченного использования программного продукта. Возможна также аренда с развертыванием на инфраструктуре вендора или третьей стороны. И наконец, третий подход — тот же аутсорсинг, когда клиент предоставляет поставщику необходимые данные, а тот несет ответственность за корректность поставляемых услуг.

И в заключение своего доклада Юрий Янсон отметил такие тенденции развития рынка HCM-систем, как поглощение и слияние компаний (и соответственно продуктов), а также движение в сторону преобладания интегрированных систем над точечными решениями. Со своей стороны заметим, что эти тенденции, по всей видимости, носят уже глобальный характер и свойственны не только для рынка HCM.

Зарплата и аутсорсинг

Принимая решение о передаче на аутсорсинг расчета зарплаты, компании выполняют сравнительную характеристику самостоятельного расчета зарплаты и аутсорсинга по таким параметрам, как первоначальные инвестиции, ежемесячные расходы, предполагаемое качество передаваемого бизнес-процесса и возможность четкого определения размеров зон ответственности аутсорсера в случае проблем с налоговой инспекцией. Как правило, первоначальные инвестиции в случае с традиционным подходом, безусловно, выше (покупка системы расчета зарплаты, расходы на персонал и др.), а вот ежемесячные расходы на поддержание бизнес-процесса в случае аутсорсинга, по всей видимости, в большинстве случаев превышают традиционные. Зато и качество процесса в случае правильного выбора партнера должно быть выше, поскольку предполагается, что данная сфера — это его хлеб. Что касается определения зоны ответственности аутсорсера, то очевидно, что здесь важно грамотно составить контракт и тогда часть рисков можно перенести на партнера, в то время как в случае самостоятельного расчета все риски лежат на самой компании.

Проект, о котором рассказал слушателям конференции Александр Снурницын (AGroup), реализован совместно с Ситибанком. Компаниям, находящимся в банке на расчетно-кассовом обслуживании, предлагается выпустить для своих сотрудников зарплатные пластиковые карты. Особенность проекта в том, что компания отдает на аутсорсинг расчет зарплаты, подготовку выплат и собственно выполнение всех необходимых перечислений в Ситибанк, а также перечисление налогов, подготовку стандартной отчетности по зарплате, квартальной и годовой обязательной налоговой отчетности. Одно из преимуществ, подчеркнул докладчик, то, что ввод данных для расчета зарплаты не привязан к определенным дням (накануне выплаты аванса или зарплаты) — ввод можно осуществлять в любой день и в любое время. С технологической стороны решение реализовано путем интеграции двух систем — HRB.dew и CitiDirect. Первая из них — технологическая платформа для расчета зарплаты, разработанная на базе системы HRB, вторая — интернет-платформа, реализующая исполнение платежных обязательств и возможность получения информации о состоянии счетов в режиме реального времени. Решение предлагается в двух модификациях — вариант для малого и среднего бизнеса (Citi Payroll SME) и решение для крупного (Citi Payroll Advanced), предполагающее возможность интеграции с корпоративной системой компании.

Управление персоналом и расчет зарплаты в компании решает задачи земные, повседневные и абсолютно необходимые, а вот BI-системы, хотя и вызывают большой интерес у бизнеса, повсеместного распространения пока не получили. Причин несколько — низкая степень интеграции различных приложений в рамках единой КИС, недостаточный уровень ИТ-культуры ведения бизнеса, довольно высокая стоимость продуктов класса BI и неочевидность для бизнеса скорого оправдания вложений. Ситуация такова, что при всей заманчивости эффективного управления стратегией развития для большинства компаний BI-продукты пока являются технологиями если и не заоблачными, то поднебесными. Но, как известно, небо становится ближе с каждым днем.

Версия для печати