В советское время было много хорошего и светлого, но только не магазины. Длинные очереди в колбасный и сырный отделы столичных универмагов, когда покупателям уже не так важен ассортимент и цены, лишь бы в продаже были три-четыре главных продукта — хлеб, масло, сыр и колбаса — вспоминать об этом без тихого ужаса не получается. Полупустые полки с тоскливыми рядами консервов в провинциальных магазинах к ночи лучше вообще не поминать. Сегодня ассортимент товаров огромен, а торговые точки крупных ритейлеров часто находятся через дорогу друг от друга, не говоря уже о небольших магазинах и магазинчиках, которые чуть ли не в каждом доме.

Покупателя теперь надо завлекать в магазин, причем не только приемлемыми ценами и широким ассортиментом, но и качеством обслуживания — отсутствием очередей, квалифицированным персоналом, продуманной планировкой торгового зала, современным торговым оборудованием. Соответственно и управление торговлей усложнилось, и, чтобы быть эффективным, оно должно базироваться на использовании ИТ. Российская компания “Сервис Плюс”, чья конференция прошла недавно в Москве, предлагает российскому рынку розничной торговли и торговое оборудование, и специализированные программные решения для управления розничной торговлей.

Оборудовать торговый зал

Современная касса скорее напоминает рабочее место инженера — дисплей кассира, клавиатура, системный блок, денежный ящик, сканеры штрих-кода, фискальный регистратор, дисплей для покупателя, терминал для приема карточек. Все это хозяйство может крепиться на специальной стойке с “руками”, т. е. кронштейнами, которые держат, например, дисплей для покупателя или терминал для обслуживания пластиковых карт. Это делает место кассира более удобным, эргономичным и соответственно повышает производительность его труда. Такое расположение платежного терминала, кстати говоря, делает обслуживание банковских карт намного безопасней — “руки” свободно вращаются вокруг оси стойки, и покупатель самостоятельно прокатывает карточку при оплате, не передавая ее кассиру. Как отметил представитель “Сервис Плюс” Дмитрий Литвинов, рассказавший участникам конференции о модификациях кассовых терминалов CheckWay, во многих западных торговых точках такие стойки уже используются. В числе прочего он рассказал о современных дисплеях для покупателя, которые позволяют транслировать рекламу, пока покупатель стоит в очереди. Это может быть реклама товара или магазина, и загружается она как централизованно, с кассового аппарата, так и со специальной карты, вставляемой в каждый дисплей, что явно менее удобно, но более бюджетно.

Кассы в гипермаркетах — как станки на фабрике, очень длинная линейка. Это серьезно усложняет регулирование потоков покупателей, осуществление контроля за работой кассиров и соответственно задачи старшего кассира, работающего в торговом зале. И пусть магазинов с такой длинной линейкой касс в России пока не слишком много, но проблема уже актуальна. Наталья Осипова, представитель сети гипермаркетов “Гиперглобус”, рассказала о совместной разработке — ПО “Электронный планшет для старшего кассира” (заказчиком проекта выступила торговая сеть, разработчик ПО — “Сервис Плюс”). В результате внедрения данного решения был упрощен документооборот старшего кассира, улучшено планирование рабочих графиков кассиров. Упростился и контроль за их работой — каждые 15 мин автоматически создается визуализированный отчет о длине очереди, дается статистика о количестве просканированных штрих-кодов в минуту каждым кассиром, что дает возможность оперативно переводить более эффективных работников на сложные участки. Из технических характеристик решения — операционная система сервера FreeBSD, Web-интерфейс и модульная схема реализации. Полигоном для обкатки электронного планшета кассира стал не столичный гипермаркет, а торговый центр во Владимире (на момент проведения конференции — сентябрь — шла финальная стадия внедрения проекта). Любопытно, что в ответ на кровожадный вопрос из зала о том, сколько кассиров удалось уволить в результате внедрения электронного планшета старшего кассира, Наталья Осипова ответила, что никто из сотрудников уволен не был. И пояснила — вполне в европейском, цивилизованном ключе, что задачей проекта было не увольнение сотрудников, а повышение эффективности их работы, что, в свою очередь, привлечет новых покупателей и повысит эффективность и прибыльность бизнеса компании в целом.

Современные цифровые весы не менее интеллектуальны, чем кассы. Всем уже знакомы и даже привычны весы самообслуживания в торговых залах — покупатель кладет товар, нажимает кнопочку с рисунком товара и встроенный принтер распечатывает ценник с клейкой обратной стороной. Но есть и более продвинутые решения, которые в России, правда, похоже, пока нигде не используются — электронные ценники. Как рассказал представитель компании “Сервис Плюс” Владимир Горшков, электронные ценники расставляются в торговом зале рядом со “своим” товаром. Покупатель, решивший приобрести данный товар, просто прикасается к нему, тем самым отправляя на электронные весы, точнее — на их монитор, картинку с изображением товара. После этого покупатель идет к весам, кладет товар, нажимает на этот рисунок и распечатывает ценник. Таким образом, на монитор весов, работающих с электронными ценниками, выводятся пиктограммы не на все имеющиеся в отделе товары, а только те, которые выбрали покупатели, дотронувшись до электронного ценника. Цены загружаются на весы централизованно, после загрузки на весы эта информация автоматически передается на электронные ценники. Таким образом, в торговом зале всегда актуальные ценники, которые не нужно переклеивать, сверять. К недостаткам данного подхода, безусловно, относится достаточно высокая цена устройства (70—100 евро, по оценке докладчика), а кроме того, очевидная в российских условиях вероятность преждевременной утраты в силу не самой высокой покупательской культуры россиян (рассчитаны ценники на пять лет работы).

Улучшить бизнес-процессы магазина

Но современному магазину недостаточно иметь широкий и правильно подобранный ассортимент, товары, конкурентные цены и оборудованный торговый зал, необходимо еще правильно организовать свои бизнес-процессы — приемку товара, его выкладку в торговый зал, ценообразование, собственно продажи и другие процессы, входящие в цикл товарооборота. Кроме того, надо анализировать продажи в зависимости от местоположения товара, осуществлять зонирование торгового зала в целях инвентаризации, выполнять другую аналитику. На данном сегменте российского рынка ПО для сферы ритейла известны такие специализированные решения, как “1С: Розница” (“1С-Рарус”), Gestori (FIT), а также разработка компании “Сервис Плюс” “СуперМаг Плюс”, о которой рассказал представитель разработчика Александр Антонов. В числе прочего он отметил, что в новой версии данного продукта предусмотрена так называемая свободная логистика, подразумевающая в числе прочего возможность горизонтального перемещения товара из магазина в магазин, множественность центральных складов и распределительных центров (что, как пояснил докладчик, особенно актуально для регионов).

Один из самых ответственных бизнес-процессов магазина — это, конечно, продажи. Сложности при расчетах с покупателем начинаются, когда торговая сеть приступает к реализации различных программ лояльности — как, например, сеть магазинов “Подружка”, от которой выступила на конференции Елена Русакова. В этой торговой сети внедрена система управления кассовыми аппаратами “СуперМаг УКМ” (“Сервис Плюс”). Данное решение, как рассказала Елена, помимо своего основного назначения — автоматизации управления кассовыми аппаратами, позволяет торговой сети реализовать разнообразные бонусные, скидочные и подарочные программы, имеющие свою специфику. Например, кассовый чек не должен закрываться, пока кассир не отсканирует подарок, который полагается выдать покупателю. Или — скидки должны накапливаться, а их размер может зависеть от времени суток, кроме того, должна быть возможность реализовать индивидуальный подход к каждому клиенту (персональная скидка в день рождения).

Выбрать стратегию

Конкуренция подталкивает современные торговые сети к внедрению новых технологических решений, поиску более эффективных подходов к организации бизнеса, труда работников торгового зала, и это замечательно, потому что ведет к улучшению обслуживания покупателей, с чем в нашей стране всегда дела обстояли неважно, и в целом — к повышению качества жизни. Вместе с тем хотелось бы выразить солидарность с идеей, озвученной Натальей Осиповой, — хорошо бы внедрять ИТ-решения не для того, чтобы просто уволить персонал, сократить расходы и таким образом получить высокую прибыль. Намного более перспективным и стратегически оправданным представляется другой подход — повысить эффективность работы компании, качество обслуживания клиентов и при этом сохранить персонал, ведь сотрудники магазина — тоже потенциальные покупатели. Возможно, тогда и правда — заживем как во вполне благополучной стране, расположенной где-нибудь в центре Европы.

Версия для печати