Игроки на рынке ИТ, который уверенно растет, не оставляют без внимания лакомый кусок пирога — сегмент образования и всё, что с ним связано. Однако несметное число новинок, которые стараются внедрить в эту отрасль многочисленные вендоры и их партнеры, вызывает множество проблем у преподавательского состава отечественных школ и вузов.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться при работе с новшествами, а также тенденции и перспективы развития этой отрасли, обсуждались на ноябрьской международной конференции “Российский опыт внедрения передовых аудиовизуальных и информационно-коммуникационных технологий в образование и науку”, прошедшей в Москве в рамках международной выставки Integrated Systems Russia (ISR).

На этом форуме критических замечаний со стороны преподавательского состава в адрес ИТ-производителей и их партнеров прозвучало несравнимо больше, чем на предыдущем июньском, и все по существу.

Если энтузиазм представителей компаний, предлагающих свои продукты образованию, был на пике — все они с демонстрировали свои достижения, не стесняясь иногда называть заоблачные цены (например, оснастить класс компьютерными системами, интерактивными досками и др. — 1,5 млн. руб., школу — дороже — до 150 млн. руб. и т. п.), то настроение у большинства пользователей-преподавателей склонялось все больше в обратную сторону — к пессимизму. И вот почему.

В процессе дискуссий по разным темам выявились ключевые разногласия между вендорами и заказчиками. У первых задача абсолютно четкая: поставить, оснастить, инсталлировать, запустить (подразумевается — продать). У вторых — освоить и использовать в работе, что, по мнению большинства преподавателей, совсем не просто, поскольку отсутствует (да и не предвидится!) какая-либо унификация и стандартизация поставляемых ИТ-решений и продуктов — как программных, так и аппаратных. При этом Минобрнауки, подвергшееся в очередной раз критике и на этом форуме, не предлагает никаких методик для оптимального выбора ИТ-решений и работы в образовательной ИТ-среде, ограничиваясь выделением средств на приобретение инновационных продуктов и приказами о необходимости их внедрения. Школа и вуз, как отмечали ИТ-пользователи, остаются один на один со всё разрастающимся ИТ-зоопарком, который волей-неволей приходится осваивать. Но для большинства преподавателей проблемы освоения ИТ стоят очень остро.

Директор Института новых образовательных технологий и информатизации (ИНОТиИ) РГГУ Сергей Кувшинов, выступавший модератором на форуме, на этот раз также был настроен весьма критически по отношению к вендорам и поддержал преподавателей, заявив, что не производители должны предлагать и навязывать ИТ-решения и диктовать свои условия, а наоборот, пользователи должны формулировать свои требования к ИТ-разработчикам, с тем чтобы те смогли создавать комфортную ИТ-среду для работы преподавателей с аудиторией.

Однако, как отмечалось на форуме, если для школ использование стандартизованных ИТ-решений и методик вполне реально (зависит от желания Минобрнауки решить этот в общем-то непростой вопрос), то для вузов универсальный подход здесь затруднен, поскольку должна учитываться специфика подготовки специалистов, т. е. профориентация.

Профессор Института информатизации образования МГГУ Марина Вайндорф-Сысоева, привела интересные результаты проведенных исследований среди преподавателей-практиков относительно использования ИКТ в учебном процессе. Согласно этому исследованию, при использовании новых технологий в преподавательской среде проявляются “дидактические потрясения”, так как “у многих преподавателей есть знания, но отсутствуют навыки и умение” обращения с техникой. Играет здесь роль, по ее словам, и “страх возраста”, и консерватизм: “а вдруг не получится, а повысится ли качество?”. В результате возникает сопротивление изменениям. И надо иметь в виду, что при подготовке к лекции (уроку) преподаватель остается один на один с современными средствами ИКТ, и ему не у кого спросить, “как, зачем, куда возникающее на экране ПК двигать, включать, показывать"… “У него в распоряжении сегодня масса новинок ИКТ, которые можно задействовать для работы с материалом на уроке… но как?”. По ее мнению, выход здесь видится в повышении квалификации учителя за счет создания системы постоянного обучения, а также в привлечении к этому процессу методистов, которые также должны повышать квалификацию, и не раз в пять лет, как принято, а значительно чаще, поскольку сейчас смена ИКТ-средств происходит раз в три года.

На конференции говорилось и о случаях поставок в школы неотлаженных, “сырых” программ, которые заставить работать должным образом учителю невозможно. Но если все сложится удачно, и приложения окажутся в порядке, и техника не откажет, то возникают иные проблемы. В контракт компьютеризации школы, как правило, включается обучение преподавателей. Но, по справедливым замечаниям некоторых из них, такие краткосрочные курсы совершенно неэффективны, так как не дают устойчивых навыков работы с новой техникой: после прихода в школу или в вуз на компьютеризированное рабочее место преподаватель в большинстве случаев теряется, не может с нею совладать, а ведь ему нужно проводить занятия и чувствовать перед учениками или студентами себя уверенно и достойно.

Надо отметить, что некоторым из них все-таки удалось адаптироваться к новым реалиям: на форуме преподавателями и ИТ-специалистами учебных заведений был представлен ряд реализованных интересных проектов и методик обучения с помощью ИКТ. Так, начальник отдела новых образовательных технологий — ЦОТ Уральского федерального университета (УрФУ) Андрей Савельев рассказал о трехлетнем опыте использования в образовательном процессе вебинаров (дистанционные распределенные интерактивные аудио- видеозанятия). На основе Adobe Acrobat Connect Pro в УрФУ удалось организовать трансляции конференций и публичных лекций, научные конференции, образовательные инициативы сторонних компаний, быстрое создание контента, запись лекций с последующей публикацией. Системой охвачено около 30 городов, более 50 дисциплин. Основной трудностью при использовании вебинаров в Уральском регионе, по его словам, являются слабые интернет-каналы.

Об успешном опыте применении аудиотехнологии SurfaceSound в учебном процессе сообщил преподаватель Московской бизнес-школы Евгений Лунёв. По его словам, эта технология, основанная на разработанной ранее компанией NXT технологии DML (Distributed Mode Loudspeaker), позволяет существенно улучшить восприятие материала учениками за счет более четкого звучания в аудитории, поскольку во всём диапазоне воспроизводимых частот создается равномерное звуковое поле. Так, учащиеся, изучающие английский при использовании этой аудиосистемы, по его словам, могут улучшить свои навыки распознавания слов и предложений более чем на 30%. По его данным, намечено внедрить эту систему в нескольких образовательных бюджетных заведениях. “Чем лучше дети слышат, тем лучше они обучаются”, — сказал он.

Преподаватель кафедры прикладной математики Национального исследовательского университета МЭИ проф. Виктор Ижуткин поделился многолетним успешным опытом применения разработанной им методики работы со студентами. Все свои лекции с математическими примерами и упражнениями в виде комплекса обучающих программ он выкладывает на сайт и требует от студентов самостоятельной работы с материалом. “На экзамене, — рассказал он, — я легко выясняю уровень подготовки и знаний студента”. Интересно, что, по его словам, весь комплекс ПО, включая программы для математических упражнений, разработан студентами под его руководством. Такой подход, считает он, помогает повысить качество обучения.

По мнению профессора ФПО МГУ им. М. В. Ломоносова Александра Андреева возникла новая педагогическая наука информационного общества —электронная педагогика (э-педагогика), которая оперирует такими категориями, как дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, персональная учебная среда, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия, ЭУМК (электронно-учебный методический комплекс), мобильное обучение, ИОС (информационно-образовательная среда) и др. Э-педагогика, считает он, будет способствовать научному продвижению ИКТ в образование.

Вендоры и интеграторы вышли на форум со своими или партнерскими решениями, причем разброс в их масштабе был поистине велик — от простейшего микро-ПК за 10 тыс. руб. до “компьютеризации всего и вся в вузе” на основе пресловутого “комплексного подхода”, тянущего, по-видимому, на сотни миллионов рублей.

Интересно, что некоторые интеграторы не просто предлагали свои решения и проекты, но выступали с критикой необдуманных попыток приобретения и внедрения ИТ в образование, призывали при выборе и внедрении ИТ-новинок в учебный процесс относиться к ним очень осмотрительно.

Так, директор компании “3D Лига” Глеб Усков, с учетом накопленного опыта внедрения инновационных проектов визуализации в ряде вузов и школ, считает, что “процесс внедрения нового должен быть постоянным, но ограниченным, с тем чтобы внедрение было безболезненным. Необходим баланс консервативности и развития”, а также “пошаговое внедрение новых приложений по конкретным учебным курсам”. По его мнению, “развиваются только те организации, которые смогут адаптироваться к эпохе перемен, и даже консервативные системы без внедрения инноваций и технологий теряют свои позиции”. При этом он поддержал курс на интенсивное внедрение интерактивных 3D-систем с переходом от технологии к образовательному процессу, что особенно актуально, по его мнению, в тех вузах и колледжах, где приложения могут готовить сами учащиеся и молодые ученые для визуализации сложных научных данных, экспериментов, исследований.

На форуме шла речь и еще об одной проблеме, связанной с поддержкой поставляемых средств компьютеризации. Иногда выясняется, что поставленную интерактивную доску и установить не на чем — нет крепежа, за который требуется отдельная плата; перестановка доски или экрана также может вылиться в проблему, за решение которой придется дополнительно заплатить и т. п. Конечно при желании заказчика фирма-поставщик готова взяться за обслуживание. Но здесь, по опыту как поставщиков, так и заказчиков, может произойти неувязка, если окажется, что деньги на эту статью из бюджета не выделены или их недостаточно. Можно, конечно, обойтись ИТ-администратором с зарплатой “всего” в 100 тыс. руб., но… (в этом согласны обе стороны) все вопросы, связанные с освоением и обслуживанием новой сложной техники, он не решит. И если не найдутся средства на ее поддержку, придется смириться с ее вынужденным простоем — работать она не будет.

Версия для печати