В иерархии средств поддержки принятия решений ситуационные центры (СЦ) занимают, несомненно, верхнюю строчку. Индустрия накопила уже изрядный опыт в их разработке, что в конечном счете привело к созданию и продолжающемуся в настоящее время развитию системы СЦ органов государственной власти (ОГВ). В конце мая нынешнего года свой современный СЦ появился и у губернатора Ненецкого автономного округа (НАО) Игоря Федорова. Как пояснил заместитель руководителя аппарата администрации НАО Михаил Ферин, данный проект был инициирован с целью повысить качество управления регионом и обеспечить оперативную связь с населенными пунктами округа, а также с высшим руководством страны.

“У правительства НАО назрела острая необходимость задействовать видеоконференцсвязь (ВКС) в режиме реального времени с администрацией Президента РФ, аппаратом полпреда, министерствами Российской Федерации, а также получать через спутники видеоизображение любой точки Ненецкого округа”, — пояснил он. Кроме того, такой СЦ должен был стать, по его словам, “мощным контролирующим и аналитическим инструментом управления в регионе”. В соответствии с этими целями Администрация округа поставила перед собой ряд задач, которые обусловили создание СЦ в регионе: мониторинг обстановки и предоставление руководителям обобщенной и детализированной информации в требуемом разрезе, контроль за ходом реализации федеральных и региональных программ, контроль выполнения решений, моделирование развития ситуаций и предварительная оценка потенциальной эффективности принимаемых решений, проведение ситуационного анализа, в том числе с применением групповых экспертных процедур, и информационная поддержка управленческих решений на основе геопространственной информации.

В начале пути

По словам Михаила Ферина, проект планировалось реализовать в сжатые сроки (в пределах полугода), при этом к числу основных требований, предъявляемых к реализуемым в рамках СЦ решениям, были отнесены удобство эксплуатации оборудования и его доступность для различных категорий пользователей, возможность развития проекта после его реализации с интеграцией дополнительного оборудования, эффективность и экономическая рациональность для заказчика.

В организованном в соответствии с законодательством конкурсе на выполнение проекта приняли участие три фирмы-интегратора, в числе которых была и компания Polymedia. Ей в итоге заказчик отдал предпочтение. Как пояснил г-н Ферин, Polymedia подошла к предстоящему проекту наиболее серьезно: ее специалисты приехали к заказчику еще за год до организации конкурса с целью проведения исследования инфраструктуры, специфики региона и особенностей предстоящего проекта непосредственно на месте.

“Для нас это был не первый проект по созданию СЦ губернатора региона, однако в этом проекте впервые появилась возможность сделать СЦ комплексно, начиная с ремонта и отделки помещения и заканчивая внедрением информационно-аналитических и экспертных систем, — рассказала Елена Новикова, генеральный директор Polymedia. — Сначала было проведено исследование объекта и его инфраструктуры, были созданы функциональная и информационная модель СЦ, разработан эскизный проект СЦ и дизайн-проект помещения, определены возможные субподрядчики. Благодаря такой предварительной работе мы подходили к конкурсу, имея четкое понимание графика реализации проекта, данные оценки материальных затрат и возможных рисков, возникающих на разных этапах проекта. Поэтому мы были уверены, что уложимся в столь короткие сроки несмотря на то, что объект расположен в условиях Крайнего Севера, что вызывает дополнительные сложности при создании СЦ”.

Реализация

Контракт на выполнение проекта был подписан в декабре прошлого года, и с середины января сотрудники Polymedia приступили к его реализации. А уже с февраля, по словам Михаила Ферина, начался четырехмесячный этап, связанный с поставкой и монтажом оборудования в выбранном для размещения СЦ новом помещении культурно-делового центра “Арктика” с развитой инфраструктурой, охранной видеосетью, защищенными электросетями, каналами связи и передачи данных, пожарной сигнализацией и системами оповещения о ЧС. “Наши инженеры из отдела защиты окружного государственного учреждения “Ненецкий информационно-аналитический центр” совместно с сотрудниками аппарата администрации НАО и компании Polymedia монтировали оборудование, инсталлировали и настраивали ПО в СЦ, — рассказывает г-н Ферин. — Работу, связанную с ремонтом помещения, вопросами размещения мебели и т. п., выполняли работники окружного государственного учреждения “Служба материально-технического обеспечения НАО”.

Стоит отметить, что администрацией НАО была сформирована рабочая группа по созданию СЦ, которую возглавил заместитель главы администрации округа Ян Берлин. Эта группа контролировала общие и организационные вопросы, размещение в зале техники и рабочих мест, а также другие важные вопросы. Со стороны же Polymedia в реализации проекта приняли участие в общей сложности 60 специалистов (их состав и число менялись по ходу проекта в зависимости от решаемых задач), а также привлеченные компанией два сторонних консультанта из РАГС (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации).

Центральной частью проекта, как отмечают его участники, стала масштабная работа по подготовке информационно-аналитической составляющей СЦ, благодаря чему он превратился в мощный контролирующий и аналитический инструмент. “Мы внедрили информационно-аналитическую систему и интегрировали ее с информационными системами округа, — рассказала Елена Новикова. — Кроме того, мы установили в СЦ геоинформационную систему, систему мониторинга чрезвычайных ситуаций, экспертную систему, систему имитационного моделирования и когнитивного анализа и нашу разработку — систему управления визуализацией ВИРД (визуализация информации на распределенных дисплеях) с подключением к сетям ОГВ НАО. Помимо этого создан информационный портал СЦ”.

Как пояснил г-н Ферин, внутренний портал для сотрудников СЦ обеспечивает работу в системе финансово-экономического мониторинга и прогнозирования, геоинформационной системе, системе мониторинга ЧС и экспертно-аналитической системе принятия решений.

В общей сложности программно-математическое обеспечение (20 различных систем) установлено на 55 рабочих станциях и пяти серверах.

В рабочей зоне СЦ, ситуационном зале, размещено 72 места, оборудованных для проведения совещаний, в том числе в режиме видеоконференцсвязи. Вся необходимая для принятия решений информация выводится в многооконном режиме на видеостену и дублирующие мониторы. Для докладчиков установлены интерактивные трибуны, позволяющие без клавиатуры и мыши управлять представленной на видеостене информацией и вносить графические комментарии поверх презентаций.

В СЦ предусмотрен отдельный зал для оператора и аналитиков, которые со своих рабочих мест могут следить за происходящим в ситуационном зале и обеспечивать его работу. Рабочие места здесь оснащены средствами защиты информации и необходимым аналитическим инструментарием — системой OLAP-анализа, системами когнитивного и имитационного моделирования.

Для автоматизации вывода графической и медиаинформации, а также управления визуализацией различных данных применено ПО ВИРД (разработка Polymedia). С его помощью можно редактировать сценарий отображения информации в режиме онлайн, визуализировать информацию в удобном для восприятия и работы виде, управлять ходом демонстрации сценариев с возможностью оперативного переключения между сценами.

Особое внимание в рамках проекта было уделено защите информации. Инженеры Polymedia обеспечили возможность демонстрации информации из единого источника разным категориям пользователей с учетом предоставленных им прав доступа и защищенности используемых ими каналов связи. Для этого, в частности, была проведена работа по интеграции в СЦ как закрытых, так и открытых сетей передачи данных. При этом была решена непростая задача по обеспечению удобства работы пользователей СЦ с соблюдением необходимых требований безопасности.

Программно-аппаратный комплекс такой сложности требует длительной доводки и настройки. Но, как отмечает Михаил Ферин, всплывавшие в ходе тестирования систем комплекса (к нему привлекались специалисты ОГУ НИАЦ) недочеты оперативно устранялись сотрудниками Polymedia: “По итогам тестирования нашими специалистами был внесен ряд предложений по улучшению и оптимизации комплекса, которые Polymedia учла и своевременно реализовала”.

“В процессе работы мы стремились находить взаимопонимание со специалистами заказчика, чтобы передать им накопленные нами знания и опыт, — отмечает, в свою очередь, Елена Новикова. — При этом возникавшие (иногда непростые) как технические, так и организационные вопросы решались в ходе переговоров за круглым столом и на совещаниях с привлечением руководителей региона на разных уровнях, в том числе на самом высоком. Так, за время совместной работы над проектом было проведено примерно 20 разноплановых совещаний, и нам всегда удавалось прийти к обоюдному согласию по спорным вопросам или выдвинутым заказчиком дополнительным требованиям к проекту. Со стороны заказчика мы всегда встречали взаимопонимание и готовность помочь решению возникавших проблем, что способствовало продвижению проекта”.

В ходе реализации проекта также были выявлены слабые места, затрудняющие нормальную работу СЦ. По мнению г-жи Новиковой, это прежде всего каналы связи, по которым осуществляется связь СЦ с местными объектами, причем даже спутниковая связь работает с перебоями. Поэтому в настоящее время в НАО ведется работа по повышению пропускной способности и стабильности функционирования каналов связи.

Итоги

Подводя итоги проекта, Михаил Ферин отметил: “В конечном счете проект подтвердил правильность сделанного нами выбора: ведь теперь, с введением СЦ в действие, у нас есть возможность непосредственно наблюдать и оперативно регулировать вопросы социальной и производственной активности всего региона прямо из Нарьян-Мара”.

По его словам, в настоящее время разрабатывается положение о СЦ губернатора НАО. Согласно этому положению данный объект будет передан на баланс ОГУ “НИАЦ”, ИТ-специалисты которого станут осуществлять обслуживание центра.

“Сегодня мы только осваиваем СЦ во всем его многообразии, и хотя нареканий на работу оборудования и ПО нет, в полном объеме весь комплекс мы еще не задействовали, поэтому пока данных по его использованию накопить не удалось, — сообщил г-н Ферин. — В ближайшее время планируем подключиться к федеральному СЦ. На повестке дня стоят и такие задачи, как освоение экспертной системы, но для этого нужна группа экспертов, которая должна быть сформирована в самые короткие сроки”.

После запуска СЦ в эксплуатацию эксперты Polymedia провели в НАО обучение как пользователей, так и ИТ-специалистов. “В соответствии с контрактом Polymedia гарантирует трехлетнюю работу оборудования СЦ и его поддержку в течение пяти лет”, — сказала Елена Новикова.

Версия для печати (без изображений)