Насколько законны программы слежения за сотрудниками

“На работе нужно заниматься рабочими делами” — эта фраза набила оскомину каждому, кто проработал хоть сколько-нибудь значимое количество времени наёмным сотрудником. Но те сотрудники, которые поднялись по карьерной лестнице, ощущают, как меняется отношение к подобным установкам, когда сам становишься руководителем. Особенно если речь идёт о защите коммерческой тайны или просто о мониторинге эффективности работы отдела.

Реальные показатели эффективности

Недавно на сайте habrahabr.ru проводился опрос на тему “Какой процент рабочего времени вы реально работаете, а не бездельничаете?” В нём приняло участие 4152 человека — в основном люди, работающие в сфере высоких технологий, чья деятельность зачастую связана с Интернетом.

Результаты опроса показали следующее. Менее 10% респондентов утверждают, что все свое рабочее время они тратят исключительно на работу. Одна четверть расходует впустую около 25% своего рабочего времени, ещё одна половину рабочего дня тратит на личные нужды и безделье. А около 35% опрошенных работают не более четвёртой части всего рабочего дня.

Исходя из данного опроса можно сделать вывод, что большинство сотрудников значительную часть времени на работе проводят неэффективно, убивая свое время в сети, в бесконечных перерывах на чаепитие и перекуры. Таким образом, перед HR-менеджером, ответственным за оптимизацию рабочих ресурсов компании, встает задача найти способ контролировать персонал и его рабочее время!

Решение проблемы

Помочь в этом может система мониторинга пользователей (User Activity Monitoring, UAM). Простота внедрения и использования, адекватная ценовая политика — все это делает данный продукт эффективным решением оптимизации использования рабочего времени.

Современные системы мониторинга обладают фильтрами и шаблонами, которые позволяют производить их настройку исходя из потребностей менеджера по персоналу и быстро просматривать действительно важную информацию о действиях сотрудников.

UAM-системы дают HR-менеджеру возможность наблюдать за сотрудником в реальном времени, анализировать и строить комплексные отчеты о режиме работы и используемых приложениях, о посещаемых сайтах, о переписке в различных мессенджерах по отдельным пользователям. Такие отчеты позволяют оценить общую эффективность работы сотрудников, определить, сколько времени тратится на просмотр фильмов и переписку с друзьями, узнать, кто из сотрудников является “трудоголиком”, а кто “лентяем”, выявить постоянно опаздывающих или рано уходящих. По ключевым словам можно узнать и о том, кто из персонала задумывается о смене работы, а также об общем отношении сотрудника к начальству, коллегам и к компании в целом.

Развитая система отчетности, аналитика и построение диаграмм и графиков позволяют комплексно и объективно оценить работу конкретного сотрудника и коллектива в целом, выявить слабые звенья и предпринять действия для повышения экономической эффективности функционирования организации.

Правовое поле

Закон не разделяет на отдельные группы отношения, возникающие между сотрудником и работодателем при использовании компьютерной техники или без нее. Невозможно разрабатывать новую поправку каждый раз, когда появляется новая компьютерная программа. Да это и ни к чему. Правоотношения, их субъекты, суть и результат не меняются с модификацией орудий производства. Какие бы программы ни использовались — мы имеем все те же трудовые отношения, в рамках которых сотрудник обязан выполнить работу в отведённое для этого время, а работодатель — оплатить её.

Статья 21 Трудового кодекса (ТК РФ) обязывает сотрудника с должным качеством выполнять работу — работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка”.

Статья 22 ТК РФ дает работодателю право ее контролировать. Кроме того, ст. 189 ТК РФ определяет правила внутреннего трудового распорядка.

Использование программ контроля за сотрудниками не противоречит указанным нормам. Более того, дополнительной гарантией взаимопонимания для сторон может стать заключение договора, в котором будет указано о необходимости использовать подобные программы. В таком случае со стороны работодателя не будет умысла нарушить права сотрудника.

Существует внутренний трудовой распорядок, сотрудник с ним ознакомлен. Об использовании программ контроля уведомлен. А значит, не нарушаются конституционные права (ст. 23, 24 Конституции РФ). Отсутствие умысла работодателя выбивает почву из-под ног и у тех, кто хотел бы привлечь шефа к ответственности по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях “Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)”, ст. 137 Уголовного кодекса (УК РФ) “Нарушение неприкосновенности частной жизни” и ст. 138 УК РФ “Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений”.

Морально-этические нормы

Во-первых, нужно разграничивать личную информацию и служебную: на рабочем месте человек обязан работать со служебной информацией, которую работодатель вправе контролировать. На рабочем месте сотрудник обязан использовать ПК как рабочий инструмент и обрабатывать служебную информацию.

Придя на работу, сотрудник не располагает своим временем, которое он продал работодателю; таким образом получается, что человек, тратящий рабочее время на личные нужды, априори нарушил трудовой договор, не говоря уже о морально-этической стороне. Конечно, мы можем говорить о том, что это все мелочи и пара сообщений в контакте ничего не значат, но если всё это перенести в рамки секретного завода или другого стратегического объекта, получится, что это уже не шутки. Для коммерческих структур также существует разного рода информация, которую лучше не разглашать.

Второй важный момент — прозрачность использования таких программ. Сотрудник будет работать с большей отдачей, зная, какие именно функции программы контроля активированы, какая информация может собираться и т. д. Одно лишь понимание этого будет мотивацией для использования рабочего времени в рабочих же целях.

Третий фактор — самомотивация. Многие фрилансеры используют программы контроля за своим рабочим временем — не для чужих глаз, разумеется.

И наконец, руководитель должен понимать свою ответственность: его дело -управлять предприятием, а не следить за своими подчиненными. Руководитель обязан сознавать, что неправомерное использование личной информации, которая может попасть к нему в процессе сбора информации служебной, может преследоваться по закону, а как минимум это не этично. Умышленный тайный сбор личной информации сотрудника — незаконен.

В развитых странах с богатой историей защиты прав и свобод давно действует формула, согласно которой процент публичного обратно пропорционален проценту частного. Речь идет о том, что фрилансер может работать не выходя из дома — минимум публичности, максимум личного пространства. В то время как сотрудник элитной корпорации вынужден практически все частное оставлять за дверью рабочего офиса и восемь часов в сутки быть на 100% человеком публичным.

Еще один аспект

Работодатель должен пояснить сотрудникам, что внедрение систем мониторинга направлено на повышение эффективности работы персонала и её оптимизацию и это очень часто полезно для самих работников. На наш взгляд, это куда более гуманно, чем ситуация во время недавнего кризиса, когда увольняли всех без разбора, так что безработным мог оказаться отец семейства с ипотекой и маленькими детьми. Инструменты мониторинга и контроля позволяют видеть реально работающих людей, а не умело делающих вид; это куда более объективный фактор оценки при принятии решений об увольнении, чем личное отношение руководителя к сотрудникам.

Выводы

Сотрудник должен понимать, что придя на работу, он обязан сосредоточиться на ее выполнении. При этом он хорошо знает формы и методы контроля, и сюрпризов для него не предвидится. Кроме того, ответственность за явные нарушения прав четко предусмотрена действующим законодательством.

Работодатель должен сознавать ответственность за умышленный тайный сбор информации (без ведома сотрудника) и уметь объяснять необходимость контроля в таком виде.

Таким образом, при юридически грамотном подходе проблемы в использовании подобных программ нет. Просто нужно уметь находить правильные решения и закреплять их во взаимовыгодных соглашениях. Сотрудник и работодатель не должны находиться по разные стороны баррикад, а должны понимать, что делают общее дело, и уважать права и ответственность друг друга, четко выполняя взаимные обязанности.

Автор статьи — начальник отдела маркетинга компании Security Curator.

Версия для печати (без изображений)