В 2010 г. штат Юта (США) завершил всеобъемлющий анализ использования iPad, тщательно изучив около двадцати различных способов применения этого популярного планшетного компьютера государственными служащими штата. В результате появилось руководство пользователя iPad, в котором имеется список всего предназначенного для iPad ПО, включая браузер Apple Safari и приложение для написания заметок в поездках Evernote.

Далеко от Юты находится фирма DES Architects & Engineers, насчитывающая сто человек. Среди ее проектов — корпоративные кампусы компаний Roche Molecular Diagnostics и Gilead Sciences. В ноябре 2011 г. Роберт Сэмпсон, руководитель ИТ-подразделения, обнаружил, что фирма исчерпала все 256 имеющихся IP-адресов. Он быстро расширил диапазон еще на столько же, благодаря чему теперь на каждого работника приходится более пяти IP-адресов.

А в компании Primerica, оказывающей финансовые услуги, стремление к мобильности столь велико, что руководитель ИТ-подразделения Дэвид Вейд вошел в состав консультативного совета AT&T по финансовым услугам. Дважды в год он обязан лично посещать заседания и ежемесячно участвовать в селекторных совещаниях. Входящие в совет ИТ-руководители примерно десятка крупных компаний обсуждают свои наиболее острые проблемы, связанные с мобильным компьютингом.

Действительно, организации любых размеров и практически всех отраслей изыскивают способы реагирования на растущую популярность смартфонов и планшетов. И не стоит заблуждаться: численность сотрудников, использующих свои мобильные устройства не только для телефонных звонков и обмена сообщениями с супругами и детьми, растет.

Логично будет посмотреть на те категории приложений, которые способствуют распространению облачных вычислений среди компаний. В течение следующих четырех лет, прогнозирует исследовательская фирма Yankee Group, количество пользователей мобильных приложений для автоматизации продаж в США вырастет с менее чем 6 тыс. до 13 тыс. с лишним, что увеличит доходы в масштабе отрасли с неполных 400 млн. долл. до почти 700 млн.

Еще более бурный рост ожидается в области мобильных приложений для автоматизации работы разъездных сотрудников. Прогнозируется увеличение количества пользователей с 4 тыс. до почти 10 тыс., что приведет к росту доходов с менее чем 700 млн. до почти 1,5 млрд. долл. Эти цифры характеризуют лишь малую часть рынка. Компании создают бесчисленное множество мобильных приложений с целью совершенствования бизнес-процессов. Хотя трудно определить, сколько работающих в США используют в бизнесе потребительские приложения, загруженные из магазинов Apple App Store или Google App Marketplace, их число наверняка будет расти.

“На предприятии платформа поддержки мобильности становится главным критерием полезности руководителя ИТ-подразделения, — говорит Крис Марш, старший аналитик из Yankee Group. — Даже среди тех компаний, которые сокращают инвестиции в технологии в целом, значительная доля наращивает вложения в мобильные технологии”.

Дейв Флетчер, главный технолог администрации штата Юта, усматривает прямую связь между общим сокращением затрат на технологию и одновременным увеличением инвестиций в мобильность. Он говорит, что в населении штата самая высокая в стране доля молодежи, а молодежь хорошо знакома с мобильной технологией. В мобильности здесь видят способ сделать предоставление правительственных услуг как можно более экономичным. Ожидается, что это, в свою очередь, позволит высвободить средства на образование. В силу большого количества студентов в Юте образовательные расходы на душу населения выше, чем в среднем по стране.

Например, благодаря тому, что инспекторы дорожного движения, государственные инспекторы и социальные работники стали готовить отчеты с помощью мобильных приложений, они ежедневно экономят один-два часа, которые прежде тратили на поездку в офис и выполнение там бумажной работы, говорит Флетчер. Приложения были созданы с помощью Google Forms, интегрированных ИТ-сотрудниками штата с соответствующими базами данных.

Другие приложения, из которых одни разработаны с использованием HTML5 и поэтому могут работать на любой популярной мобильной платформе, а другие созданы производителями приложений в качестве расширений своих продуктов, обеспечивают растущее число бизнес-процессов и услуг населению. Должностные лица могут с помощью мобильного приложения просмотреть важнейшие данные в системе бизнес-интеллекта штата IBM Cognos. Топографы и другие специалисты, работающие с географическими данными, получают доступ к необходимым картам, используя мобильные расширения, предоставленные разработчиком географических информационных систем Esri.

Что касается рядовых граждан, то в штате Юта они могут использовать свои планшеты и смартфоны для проверки годности лицензий на профессиональную деятельность, просмотра картины недавних преступлений вблизи своего дома или состояния дорожного движения. Кроме того, штат изыскивает способы повышения полезности 350 рассылок Twitter, которыми в данный момент управляют администрация штата и местные органы. Флетчер говорит, что хотел бы поработать с этими органами, чтобы агрегировать их рассылки и сделать их удобными для граждан с помощью такого инструмента, как Flipboard, который на устройствах под управлением Apple iOS представляет записи в Twitter в графическом виде как страницы журнала.

Штат Юта даже разработал приложение, сообщающее журналистам об авариях и других “горячих” новостях, дополнив его ссылками на СМИ, которые могут быт полезны при написании статей.

При управлении растущими возможностями штата Юта в области мобильности, особенно в тех случаях, когда ими пользуются сотрудники, Флетчер всегда учитывает требования безопасности. С учетом этих требований в Юте разработана политика в отношении мобильных устройств. Она довольно либеральна в том, что касается выбора работниками устройств, но весьма жестко регулирует порядок обращения с данными.

Сотрудников строго предупреждают, чтобы они не хранили конфиденциальные данные на мобильных устройствах. Но для гарантии власти штата требуют, чтобы с целью предотвращения неавторизованного доступа к информации они использовали пароль для возобновления работы после появления экранной заставки. Предоставляемые штатом устройства имеют все необходимые средства защиты, включая антивирус Symantec и инструменты обеспечения безопасности. Если же сотрудники используют собственные устройства, то многие заботы ложатся на них. При этом они могут по телефону ознакомиться с базовыми настройками антивируса и виртуальной частной сети. Работники, применяющие свои устройства, обязаны соблюдать принятую политику, в том числе согласиться, что власти штата могут предпринять решительные меры, если будет утрачено или украдено устройство, на котором предположительно хранятся секретные данные.

Первоочередное внимание — безопасности

Будучи компанией, оказывающей финансовые услуги, Primerica придает особое значение безопасности. А поскольку ее бизнес полностью зависит от сети из 90 тыс. независимых торговых представителей, большинство которых использует свои собственные устройства, компания придерживается политики, требующей шифрования данных при хранении и передаче, а также удаления по окончании их жизненного цикла, говорит руководитель ИТ-подразделения Вейд. Самое главное, считает Вейд, он должен быть уверен, что данные о клиентской базе Primerica должным образом защищены. “Вы должны иметь гарантию, что не возникнет никаких проблем с защитой от потери данных”, — заявляет он.

Ориентация Primerica на безопасность отражается на ее осторожном подходе к мобильным приложениям. Одним из первых выбранных ею инструментов стал Roambi для Apple iOS, который интегрируется с данными из корпоративной системы бизнес-интеллекта IBM Cognos и представляет их в графической форме. Когда торговый представитель хочет узнать, сколько, скажем, страховок он продал в прошлом квартале, Roambi обращается к серверу LDAP в Primerica и проверяет полномочия пользователя, прежде чем предоставить ему затребованные данные.

Сколько бы внимания ни уделяла Primerica безопасности своих мобильных операций, компания считает, что она намного опередила конкурентов. А именно: она разработала мобильное приложение Term Now на базе браузера, которое позволяет торговым представителям составлять и выдавать полис страхования жизни на сумму до 250 тыс. долл. с помощью мобильного устройства всего за три минуты. Прежде эта процедура могла занимать до трёх месяцев. “Никто другой такого не делает, — говорит Вейд. — Мы на пять лет опередили всех прочих”.

Между прочим, Вейд сообщил, что компания изучает все, что используется в настоящий момент, когда определяет, на какие технологии следует опираться в долгосрочном плане при решении таких проблем, как управление устройствами и разработка мобильных приложений. В последнем случае Вейд склоняется к тому, чтобы выждать и понаблюдать, а не поручать своим ИТ-специалистам писать отдельные приложения для iOS, Droid, BlackBerry и других платформ.

Малый и средний бизнес

Для DES, архитектурного бюро, у которого иссяк запас IP-адресов, разработка мобильных приложений не настолько важна, как для упомянутых в этой статье крупных организаций. Поскольку фирма использует весьма сложное ПО (САПР, ПО для моделирования строительных объектов и др.), которое в настоящее время не может работать на мобильных устройствах, она в отличие от компаний других отраслей пока не сталкивалась с требованием применять мобильные решения, говорит руководитель ИТ-подразделения Сэмпсон.

Это позволило DES использовать облачную мобильную стратегию. Компания планирует, когда представится возможность, перейти на облачные сервисы, доступ к которым сотрудники будут получать через любой браузер. “Как только нечто становится облачным приложением, гораздо легче получить к нему доступ из любого места и с любого устройства”, — говорит Сэмпсон. Более того, считает он, облачные приложения корпоративного класса избавляют от множества забот о безопасности, сводя к минимуму потенциальный риск, связанный с использованием мобильных устройств для доступа в сеть DES.

На мобильном устройстве каждого сотрудника DES устанавливает три компонента: сетевой доступ, корпоративную электронную почту и Box — веб-сервис совместного использования и синхронизации файлов. Работающие в DES архитекторы используют Box для организации коллективной работы над крупными проектами и синхронизации файлов на своих устройствах. Кроме того, они применяют этот сервис для совершенствования обслуживания клиентов. Если прежде архитекторы являлись к клиенту нагруженные бумажными чертежами, то теперь они демонстрируют PDF-файлы на своих iPad. Сервис Box хранит эти файлы и предоставляет к ним доступ.

Хотелось бы еще многое сделать, и Сэмпсон говорит, что компания подбирает мобильные приложения, предоставляющие хотя бы ограниченные возможности подготовки архитектурных чертежей. Но он не исключает появления облачных версий “тяжелых” программ проектирования, а также приложений, которые позволят архитектору просто направить устройство на выделенный участок местности и увидеть, как на нем будет выглядеть проектируемое здание в окончательном виде.

Пока этого не произошло, компания рассматривает возможность разработки приложения для управления людскими ресурсами, которое видится ей в качестве ориентированного на социальные сети инструмента для новых сотрудников, говорит Вейбун Ли, директор по визуальным коммуникациям. Ли работал также над мобильными формами заявлений на отпуск и отчетов о расходах, которые, возможно, будут включены в указанное приложение.

Хотя DES поддерживает принадлежащие сотрудникам смартфоны Droid и устройства под управлением iOS (но запрещает использовать BlackBerry), компания довольно четко дала понять, какое устройство скорее всего станет предпочтительной мобильной платформой. Летом прошлого года Сэмпсон организовал дискуссию. Сотрудникам, которые выскажут полезные идеи относительно использования планшетов, были обещаны iPad 2. Менее чем за полгода компания раздала в качестве призов тридцать таких устройств.

Среди предложений были такие: применять iPad в процессе совместной работы для составления заметок, “мозговых штурмов” и подготовки эскизов во время встреч с клиентами. Предлагалось также раздать iPad перспективным клиентам в качестве электронной папки для хранения результатов работы DES.

Обе идеи связаны с самым, наверное, недооцененным преимуществом современной беспроводной стратегии. Попросту говоря, она производит глубокое впечатление на уже имеющихся и потенциальных клиентов. “Если на встречу с клиентом прийти с рулоном чертежей, это, вероятно, не принесет вам столько очков, сколько появление с iPad”, — признается Сэмпсон.

Версия для печати