Интерес к системам класса EAM (Enterprise Assets Management) у российских предприятий сегодня достаточно высок. Конкуренция заставляет постоянно снижать затраты на производство продукции, значительную долю в себестоимости которой составляют расходы на проведение ремонтных работ оборудования для ее изготовления. На многих предприятиях уже решены основные задачи по автоматизации бухгалтерии, логистики, управления финансами и персоналом, что, наряду с конкуренцией, создает предпосылку для автоматизации управления производственными активами. Важно и то, что существующий на предприятиях учет основных средств не дает полной информации по оборудованию и не позволяет управлять им. Не последнюю роль играет и большая вероятность массовых отказов оборудования в производственном секторе российской экономики в связи с износом — проблема, которая давно обсуждается специалистами. Актуальность последнего фактора определяется не только длительным использованием физически и морально устаревшего оборудования, но и устаревшей моделью управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОиР). Речь идет в первую очередь о стандартах ППР (планово-предупредительные работы), традиционно используемых на производстве еще с советских времен и до сих пор обязательных к исполнению. Более современные и эффективные методологии организации работы сервисных служб, реализованные в ИТ-решениях класса EAM, способны справиться со многими задачами, связанными с эффективной организацией ТОиР. Одно из мероприятий, посвященных данной тематике, — конференция “Современный подход к управлению производственными активами и процессами ТОиР”, организованная корпорацией “Галактика”, — прошло недавно в Москве.

Вопросы методологии и организации ТОиР

Современный подход, заявленный организаторами в названии конференции, по оценке Александра Бургардта, вице-президента корпорации “Галактика”, предполагает в первую очередь постепенный уход от устаревшей методологии планово-предупредительного ремонта к использованию метода обслуживания по техническому состоянию (ТС). В отдаленной перспективе, высказал предположение докладчик, возможен переход и на еще более эффективные методологии, уже опробованные на Западе, а именно — техническое обслуживание оборудования с ориентацией на надежность (RCM, Reliability Centered Maintenance) и сервисные работы на основании анализа рисков (RBM, Risk Based Maintenance). При этом наиболее реалистичным подходом к организации работы ремонтно-эксплуатационной службы сегодня является совмещение действующих стандартов ППР и технологии обслуживания по техническому состоянию. Именно такой подход, по свидетельству докладчика, заложен в системе “Галактика EAM”, позволяющей и выполнять требования ППР, и контролировать техническое состояние оборудования и на основании этих данных планировать сроки ремонтных работ.

Помимо избыточности нормативов и требований ППР (и соответственно затрат на ТОиР), среди основных проблем российского производства докладчик обозначил большой штат обслуживающего персонала, который не только является дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес, но и фактически не гарантирует требуемую надежность эксплуатации оборудования, потому что доля внеплановых аварийных работ по-прежнему очень высока. В результате затраты на содержание и ремонт могут составлять 20—30% себестоимости продукции предприятий. Еще одна актуальная проблема — эффективное управление материальными запасами для обслуживания и ремонта, которые составляют до 80% складских запасов среднестатистического российского предприятия.

Соответственно первоочередная задача при внедрении ИТ-решения класса EAM — оптимизация программы ТОиР. По распространенному убеждению заказчиков оптимизация заключается в снижении затрат и одновременно повышении надежности работы оборудования, в снижении доли внеплановых аварийных работ, которые всегда являются самыми дорогостоящими. Актуальна и тема контроля эффективности обслуживания в зависимости от категории оборудования.

Для решения перечисленных задач и необходимо использовать современные методы организации работы ремонтно-эксплуатационных служб предприятия с применением ИТ-решений класса EAM. Использование достижений в сфере информационных технологий позволяет уйти от усредненных нормативов, не учитывающих условия эксплуатации, текущее техническое состояние оборудования и не прогнозирующих вероятность выхода из строя, а лишь отсчитывающих календарный срок эксплуатации. Современная ИТ-система позволяет перейти к индивидуальным нормативам, рассчитанным под каждую конкретную единицу оборудования в ее текущем состоянии. Именно поэтому обслуживание по текущему ТС — одна из самых эффективных современных методик организации работы сервисной службы предприятия. Она позволяет прогнозировать вероятность отказа в работе, что, в свою очередь, обеспечивает своевременность, целесообразность и эффективность ремонтных работ.

Методика обслуживания по техническому состоянию в отличие от ППР основана на предположении, что отказы оборудования возникают не от длительного срока его работы, а из-за дефектов. При этом большинство дефектов, приводящих к отказу оборудования, имеют параметры, которые можно диагностировать и контролировать. Каждый контролируемый параметр имеет диапазон и предельно-допустимое значение, так что возможно прописать “критические точки”, т. е. вычислить даты, когда потребуется провести профилактические ремонтные работы.

Очевидно, что методика обслуживания по ТС предполагает наличие в системе достоверных и актуальных данных по состоянию оборудования. Поэтому залогом качества автоматизации ТОиР является база данных оборудования (БДО), в которую сведены достоверные сведения о материальных активах предприятия. На основании опыта корпорации “Галактика”, отметил Александр Бургардт, в интересах проекта автоматизации ТОиР создание достоверной БДО необходимо начинать одновременно с внедрением системы класса EAM.

Артем Кузнецов, представитель компании “Бизнес-решения”, партнера корпорации “Галактика”, выделил в своем докладе три перспективные модели организации сервисных центров по обслуживанию оборудования на предприятии. Первая — уже упоминавшаяся модель обслуживания по техническому состоянию силами внутреннего подразделения предприятия, вторая — передача ТОиР на аутсорсинг, третья модель — частичное подключение к техническому обслуживанию и ремонтным работам основного персонала, работающего на оборудовании. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор того или иного определяется стратегией развития предприятия. Один из плюсов выделения сервисных служб в отдельную, самостоятельную инфраструктуру — рост эффективности и профессионализма специалистов. Минус — вероятность определенной утраты оперативности реагирования. Последний вариант — привлечение к ремонту основного персонала — уже получил некоторое распространение на Западе. В этом случае меняется поведение работника, его менталитет: он начинает бережней относиться к оборудованию.

ИТ-инструмент для реализации современной организации ТОиР

Для решения вышеозначенных задач корпорация “Галактика” предлагает на рынке два продукта — модуль “Галактика ТОРО” (в составе комплексной системы управления предприятием “Галактика ERP”) и систему управления производственными активами “Галактика ЕАМ”, которая, как специализированное решение, имеет ряд преимуществ. Так, в системе реализован процессный подход к управлению, встроена система бизнес-анализа (мониторинг ключевых показателей бизнеса KPI, система поддержки принятия управленческих решений), возможна оптимизация графика ремонтов по таким ограничениям, как доступность оборудования и ресурсов (финансов, материалов, персонала), а также интеграция с АСУТП и системами диагностирования. Актуальна и возможность интеграции “Галактики EAM” с ERP-системами других производителей, в том числе зарубежных (разумеется, решение “Галактика EAM” легко интегрируется с платформой управления предприятием “Галактика ERP”). Для создания системы была использована платформа Ranet XF (на основе технологической платформы компании Developer Express), что позволило обеспечить поддержку различных СУБД и возможность работы системы как из-под Windows, так и в конфигурации Web-клиента, а также в формате мобильного приложения.

Подробнее о возможностях решения “Галактика EAM” рассказал собравшимся другой представитель компании — Александр Корниенко. В плане управления активами решение обеспечивает возможность удобной их паспортизации, детального описания и хранения характеристик оборудования, мониторинга его состояния и контроля показателей эффективности использования. В целях эффективного ТОиР — управление заявками на обслуживание, предупредительные ремонты, составление расписания работ и сметы на них. Кроме того, поддерживается управление материально-техническим обеспечением (управление заказами на закупку, регистрация поступлений и списания запчастей, ведение спецификаций на материалы), персоналом (подбор и распределение трудовых ресурсов), финансами (финансовый и производственный учет, включая анализ затрат на содержание и обслуживание оборудования), а также документооборотом по техническому обслуживанию и ремонту. Реализовано и управление складскими запасами (поступление на склад, остатки, отпуск в ремонт, списание), но возможна и интеграция со специализированной системой управления складом другого производителя, если таковая уже работает на предприятии. В целях визуализации данных используется концепция рабочего стола, который может настроить как ИТ-специалист, так и сам пользователь — разместить графики, диаграммы — вплоть до рабочего ежедневника и выбора индивидуального стиля.

Оборудование как бизнес-актив

Аркадий Пак, эксперт из корпорации “Галактика”, подчеркнул, что при всем многообразии методологий на практике фактически существует два подхода к ТОиР — плановый, при котором прогнозируются возможные отказы и регулярно проводятся профилактические ремонтные работы, и аварийный, когда работы выполняются в реактивном порядке по факту случившейся аварии. Преимущества планового подхода очевидны, но на практике производственные программы ТОиР зачастую формируются стихийно, в процессе обсуждения на планерках, причем успех выделения средств на ремонт во многом обусловлен субъективным человеческим фактором, а не действительной необходимостью (кто из руководителей подразделений “громче кричит”, тот и добивается требуемого).

Системы класса управления производственными активами EAM, в частности, позволяют автоматизировать отслеживание технического состояния оборудования с тем, чтобы вовремя определять действительную степень его износа (“наработку на отказ”). Таким образом, для принятия эффективных решений появляется намного больше оснований.

При этом очень важна экономическая составляющая: необходимо не просто снизить затраты на ТОиР, повысить надежность оборудования, но и повысить коэффициент доходности на единицу актива. Основной подход к организации ТОиР, по мнению Аркадия Пака, должен быть экономическим: производственное оборудование следует рассматривать как бизнес-актив, который имеет свой жизненный цикл и способен генерировать положительный денежный поток. Соответственно реализации каждого технического решения должен предшествовать анализ, который позволит оценить долгосрочные эффекты на протяжении всего жизненного цикла каждого конкретного актива.

Системы управления производственными активами, помимо автоматизации бизнес-процессов ТОиР, позволяют вести учет и давать оценку экономической эффективности расходов, рассматривать различные варианты производственной программы в целях достижения максимальной эффективности расходуемых средств, повышать производительность за счет оптимальности выбора жизненного цикла актива, принимать решения на основе инвестиционных показателей эффективности (доходность, срок окупаемости, норма прибыли). Среди целевых экономических показателей системы EAM докладчик назвал, в частности, коэффициент фондоотдачи, рассчитываемый как годовая реализация продукции в стоимостном выражении, поделенная на среднегодовую стоимость основных средств.

И снова о человеческом факторе

Можно предположить, что в любой крупной производственной структуре, особенно в холдинге, сделать структуру производственных активов прозрачной и контролируемой очень сложно, даже на базе прогрессивных методологий и самых современных ИТ-решений. Одна из немаловажных причин (и в этом признавались некоторые докладчики, выступавшие на конференции) заключается не только в сложности и многообразии связанных с ТОиР бизнес-процессов, но и в сопротивлении персонала внедрению автоматизированной системы, причем начиная с самого низового уровня и вплоть до представителей руководства. Вместе с тем задача сделать управление производственными активами эффективным вполне разрешаема, что и доказано успешными проектами корпорации “Галактика”, не раз упоминавшимися в докладах (в частности, в Дальневосточной генерирующей компании, в ОАО “Кемеровская электросеть” и на ряде других российских предприятий).

Версия для печати