Концепция “умного города” может трактоваться максимально широко: от оптимизации управления объектами городского хозяйства до вопросов стратегического планирования, от автоматизации предоставления госуслуг до привлечения жителей города к распоряжению муниципальным бюджетом. Но с какой бы стороны мы ни подошли к этой теме, ключевые задачи остаются неизменными: сбор и анализ оперативной информации, обеспечение межведомственного взаимодействия, раскрытие информации гражданам, прогнозирование процессов и необходимых ресурсов для оптимального развития всех сфер городской жизни.

В решении этих интеграционных и аналитических задач нашей компанией накоплен значительный опыт, которым мы готовы делиться со всеми, кто заинтересован в совершенствовании городской среды с помощью интеллектуальных технологий. Часть подобных решений имеет непосредственное отношение к вопросам муниципального и регионального управления, часть реализована на коммерческих предприятиях, но может быть достаточно легко транспонирована в решение городских задач.

ЖКХ, безопасность, дороги

Решение с помощью информационных систем задач эффективного энергопотребления актуально как для предприятий, так и для органов власти любого уровня — от страны до муниципалитета. В настоящее время наши специалисты создают программное обеспечение для руководства Липецкой области, позволяющее планировать объемы потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями, собирая данные через Интернет, рассчитывать нормы по снижению потребления энергоресурсов, планировать и контролировать мероприятия по повышению энергоэффективности.

Интересные решения используются в Государственной электроэнергетической корпорации Китая. Одно из них представляет собой модель всей энергетической отрасли страны и позволяет рассчитать баланс между производством и потреблением энергии с минимальными финансовыми затратами и максимальной защитой окружающей среды. Второе позволяет прогнозировать спрос и предложение на электроэнергию, вычислять общее потребление электроэнергии по провинциям, регионам и всему Китаю, максимальную почасовую загрузку электросети.

Обеспечение безопасности граждан, в частности на дорогах, — одно из важнейших направлений в реализации концепции “умного города”. Подобное решение уже действует на уровне федерального ведомства — это система прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения ОБДД МВД России. Она позволяет проводить анализ причин, фактов, времени совершения ДТП, а также топографический анализ мест концентрации ДТП на федеральных трассах, собирая и обрабатывая сведения по 7,5 тысячам показателей. Ее данные оказываются незаменимы, например, при взаимодействии со службами, ответственными за содержание дорог. С помощью системы удалось снизить остроту по таким проблемным вопросам, как аварийность с участием автобусов, мопедов, ДТП на пешеходных переходах.

Еще один инфраструктурный проект, опыт которого можно было бы транслировать в информатизацию городской среды, — модель железнодорожной инфраструктуры Дании для компании Banedanmark (Датские железные дороги). В систему заносятся данные по всем инфраструктурным элементам железнодорожных путей (тип, дата ввода в эксплуатацию), производится расчет нагрузки в соответствии с интенсивностью трафика, и на основании этих расчетов прогнозируются сроки замены элементов. Проект позволяет сотрудникам компании планировать ремонтные работы на несколько лет вперед и значительно оптимизировать расходы на них.

Автоматизация госуслуг

Перевод взаимоотношений граждан и власти в электронный вид и минимизация действий по получению государственных услуг — еще одно направление развития городской среды в сторону большей комфортности и “разумности”. Сегодня жители Москвы могут единожды обратиться за получением одной из нескольких десятков государственных услуг, после чего их данные заносятся в идентификационное ядро (а единым идентификатором в Москве признан номер СНИЛС), сохраняются и используются при всех последующих обращениях. Это огромное хранилище персональных данных размещено в строго защищенном сегменте ЦОДа мэрии Москвы. Единая система ведения и управления реестрами, регистрами, справочниками и классификаторами, созданная по заказу департамента информационных технологий Москвы, обеспечивает оперативное автоматизированное взаимодействие самых разных ведомств (как муниципальных, так и федеральных) и позволяет принимать решение по оказанию государственной услуги за несколько минут без обращения к бумажным носителям и телефонным звонкам. Этот проект — один из ярких примеров того, что уже непосредственно делается именно на городском уровне.

Серьезная работа по упрощению получения государственной помощи проделана и в интересах Минздравсоцразвития РФ. К примеру, сейчас действует единая система учета данных по людям с ограниченными возможностями здоровья. Она собирает и унифицирует информацию по всей стране, обеспечивая взаимодействие учреждений медико-социальной экспертизы, поликлиник, протезно-ортопедических предприятий, органов соцзащиты, служб занятости населения. ИАС Минздравсоцразвития позволяет своевременно обеспечивать пациентов целым рядом важных госуслуг. В ближайшей перспективе эта система будет интегрирована с универсальной электронной медицинской картой гражданина РФ.

Открытость органов власти

И, наконец, еще одно актуальное направление информатизации городской среды — обеспечение прозрачности и открытости процессов управления городом. Оно достигается с помощью разнообразных портальных решений, которые, как правило, тесно связаны с соответствующими информационными системами. Например, в Пермском крае действует ресурс permregion.wordpress.com — комплекс персональных блогов чиновников, дающий возможность гражданам знакомиться с их деятельностью. В блогах отражаются плановые и фактические показатели по функционально-целевым блокам, которые напрямую генерируются в информационно-аналитической системе Пермского края (ias.perm.ru/ias-gpk). Кроме того, в платформу wordpress мы встроили механизмы, позволяющие “подтягивать” через активные ссылки развернутую информацию, отображенную с помощью современных средств деловой графики.

Портальные решения позволяют и непосредственно вовлекать жителей в процесс управления городом. В качестве примера можно привести два недавно введенных в эксплуатацию, но уже весьма востребованных москвичами портала: gorod.mos.ru и budget.mos.ru.

Первый представляет собой часть системы, с помощью которой собираются актуальные данные об объектах городского хозяйства Москвы и публикуется информация о ходе работ в рамках комплексного развития города. Важным элементом портала являются сервисы, позволяющие горожанам самостоятельно загружать фотографии проблемных объектов и оставлять свои комментарии. На сегодняшний день оставлено около 6000 комментариев, из них более 4000 уже получили официальные ответы.

“Открытый бюджет” — другой интерактивный московский портал — напрямую наполняется из разработанной специалистами “Прогноза” автоматизированной системы управления городскими финансами, за счет чего обеспечивается актуальность и достоверность его данных. Цель создания портала — доступность и прозрачность сведений о состоянии общественных финансов. В нем тоже заложен удобный инструмент обратной связи, позволяющий жителям города предлагать свои рекомендации по более эффективному использованию бюджетных средств.

Платформа для “умного города”

Многие из перечисленных здесь решений уникальны. Их особенность в том, что они все реализованы на российской BI-платформе, получившей международное признание и в этом году включенной в “Магический квадрант BI-платформ” компании Gartner* — PROGNOZ Platform. Она объединяет современные технологии хранилищ данных с мощным аналитическим инструментарием, включающим анализ временных рядов, средства моделирования и прогнозирования, наглядной визуализации. Весь этот арсенал совершенно необходим для выстраивания эффективной системы “интеллектуального городского пространства” и при этом вполне доступен для российских муниципалитетов, созревших до внедрения технологий подобного класса.

*Gartner “Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms” by John Hagerty, Rita L. Sallam, James Richardson. February 6, 2012

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ПРОГНОЗ

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)