Движителем направления автоматизации, связанного с созданием так называемых “умных” домов, является стремление людей создать для себя комфортное для жизни, экономичное и экологичное жилое и рабочее пространство — “умные” города, дома и офисы.

Как заявил директор по развитию компании “Коминфо Консалтинг” Евгений Соломатин, выполнявший функции модератора на состоявшемся в Москве международном форуме Smart House & Office Open Innovation, мировой рынок “умных” домов молод, инициативен, преисполнен множеством различных идей, для реализации которых его игроки — вендоры, строители-девелоперы, операторы связи, системные интеграторы, инсталляторы, конечные пользователи — начали объединяться в международные партнерства. Ключевое слово в определении “умного” дома — экосистема, создаваемая из продуктов многих производителей и поставщиков услуг, каждый из которых специализируется на чем-то своем: производстве устройств физической безопасности, сенсоров, датчиков, развертывании энергосберегающих решений, обслуживании “умных” домов …

“Умные” дома становятся реальностью и одновременно все более всесторонне охватывают жизнедеятельность людей, вплоть до управления через Интернет стиральными машинами и холодильниками. В 2011 г. эксперты отметили существенное приращение объема рынка “умных” домов, который, по прогнозам компании Accenture, достигнет к 2013 г. 103 млрд. долл. IDC предполагает, что к 2015 г. количество всевозможных устройств, образующих инфраструктуру “умного” дома, достигнет 15 млрд., при этом далеко не все они будут поддерживать IP-протокол, предпочитая специализированные протоколы вроде BACnet, KNX, ZigBee, LonWorks, Modbus и др.

Исследования Frost & Sullivan, о которых на форуме рассказал вице-президент этой компании Дэниел Шеперд, возглавляющий сектор ИКТ в Европе, Израиле и Африке, показывают, что ценовой фактор при выборе решения “умного” дома стоит сегодня на шестом месте после простоты использования, полноты сервисов обслуживания, качества решения, доступности способов взимания оплаты за обслуживание и общей полезности.

Возможно, что на такое распределение пользовательских предпочтений влияет сильное снижение стоимости устройств для подобных решений. Так, в портфеле решений для “умного” дома, которые с осени прошлого года предлагает телекоммуникационной оператор Verizon, выступающий в этом случае как сервис-провайдер, есть сервис стоимостью в 10 долл. в месяц, который поддерживается комплектом стоимостью всего в 70 долл. Комплект состоит из IP-видеокамеры для входной двери, модуля управления общим освещением и шлюза, объединяющего эти устройства в комплекс.

Отталкиваясь от опыта своей компании, руководитель товарного производства управляемых решений для дома компании Motorola Mobility Алексей Федосеев отметил в числе главных свойств решений для “умного” дома модульность (обеспечивающую их гибкость и масштабируемость), открытость (реализуемую через соответствие стандартам и благодаря наличию средств разработки для третьих производителей), безопасность (поддерживаемую безопасными протоколами и стандартами, такими как HTTPS, TR-069, UPnP-DM и др.), расширяемую функциональность и удобное управление.

Рынок “умных” домов в России, по мнению г-на Федосеева, находится в начальной стадии формирования, но в то же время располагает колоссальным потенциалом развития за счет большой численности населения страны и, как он считает, доступных для массового покупателя цен на решения и сервисы для “умных” домов. У него нет сомнений в росте этого рынка — дело за тем, кто его займет.

Компания Motorola предполагает начинать продвижение на российский рынок с решений, сочетающих сервисы безопасности и поддержки нового стиля жизни. Согласно данным ABI Research, интерес к сервисам безопасности дома проявляют 72% людей, а к остальным сервисам контроля домового хозяйства — 56%. При этом до 85% покупателей продуктов для “умного” дома приходят за новыми товарами того же назначения.

Большой потенциал в технологиях “умных” пространств видят муниципальные и государственные правительства. Выступивший на форуме начальник управления общегородскими проектами департамента ИТ г. Москвы Кирилл Кузнецов рассказал о некоторых действиях правительства российской столицы в области формирования “умного” городского пространства.

Проект “Дома Москвы”, поддерживаемый веб-площадкой dom.mos.ru, предоставляет всем желающим информацию о техническом состоянии строений города, об управляющих компаниях, о планах, организации и ходе капитальных ремонтов зданий. До конца года на этом сайте, как сообщил г-н Кузнецов, появится услуга по заказу и оформлению перепланировки помещений. Через портал станут также доступны энергопаспорта домов, которые должны составлять управляющие организации. На портале обещают открыть поддержку сервиса “Виртуальное собрание жильцов”, существенно упрощающего управление домовыми хозяйствами.

В интересах туристического бизнеса градообразующие, исторические и культурные объекты Москвы снабжаются матричными (QR) кодами, которые помогут получать и пополнять информацию об этих объектах на упомянутом веб-портале по разным каналам связи. Городские власти обещают развернуть этот интерактивный сервис в бытовую среду для использования QR-кодов службами экстренной помощи, почты и др.

Как сообщил г-н Кузнецов, развивающийся интерактивный проект “Дворы Москвы”, поддерживаемый порталами doroga.mos.ru и gorod.mos.ru, призван помочь москвичам в благоустройстве их дворов, дать им возможность обращаться к городским властям с вопросами, касающимися строительства и ремонта детских площадок, дворового освещения и озеленения, контроля вывоза мусора, публикации фото- и видеоматериалов о нарушениях правил городского общежития, в первую очередь нарушений правил парковки автомобилей.

На портале электронных государственных услуг pgu.mos.ru реализованы сервисы по заказу единого платежного документа и оплате (пока без взимания комиссии) коммунальных услуг через Интернет, по расчету смет и контролю качества ремонта бетонно-асфальтового покрытия в городе, приему заявок на улучшение организации дорожного движения и др.

Эффективность взаимодействие жителей с городскими властями в целях улучшения городской среды обитания во многом зависит, как утверждает г-н Кузнецов, от активности горожан, поскольку предоставленные муниципальными властями инструменты, по его мнению, позволяют им делать заявки и контролировать их исполнение.

Станут ли предлагаемые властями сервисы и инструменты доступными для жильцов в полном объеме, зависит также от инициативности управляющих компаний, а они, со своей стороны, должны воспользуются возможностями созданных порталов, веб-сервисы на которых поддерживает компания “Электронная Москва”. Обещается, что стоимость этих сервисов будет ниже среднерыночной, а сами сервисы безопаснее.

Версия для печати (без изображений)