Задача автоматизации основных направлений бизнеса в российском ритейле к настоящему времени практически решена. И перед торговыми сетями встает новая проблема — как интегрировать уже имеющиеся решения и использовать накапливаемые в них данные. Об этом рассказал Андрей Евглевский, технический директор компании “Сервис Плюс”.

Насколько успешным был 2011-й год для российского рынка ИТ в ритейле?

При высокой динамике роста, показанной российским ритейлом в прошлом году, общий объем рынка ИТ в ритейле пока не достиг докризисного уровня. Меньше стало имиджевых проектов автоматизации и больше тех, которые дают быструю отдачу при автоматизации конкретных бизнес-процессов рителейров и более экономически обоснованны.

Как вы оцениваете современный уровень информатизации торговых сетей? Какие проблемы, на ваш взгляд, требуют решения?

Не открою Америки, если скажу, что этап стихийной информатизации у российских ритейлеров подходит к концу. Основные функциональные области их бизнеса в той или иной мере автоматизированы. Это касается управления запасами, мерчендайзинга, товародвижения, бухгалтерии, кадрового делопроизводства и др.

Большая часть ритейлеров в свое время выбирала программные продукты, удовлетворяющие потребности конкретной области бизнеса лучше других, не задумываясь о возможности их последующей интеграции. В итоге ИТ-ландшафт торговой сети сегодня представляет собой “лоскутное одеяло”, закрывающее собой все объекты и функциональные подразделения торговой сети. И его надежность зависит от крепости ниток, соединяющих лоскуты.

При таком способе автоматизации на поверхности лежат две проблемы дальнейшего развития ИТ-ландшафта предприятия. Первая вызвана ситуацией, когда различные программы зачастую используют одни и те же данные, имеющие разное представление. Таким образом, возникает интеграционная задача создания и ведения единого слоя мастер-данных, умения передавать их между программными приложениями.

Вторая проблема связана с тем, что целый класс задач оказывается на границе нескольких программ, каждая из которых имеет часть данных для их решения, но не имеет реализованного полного решения внутри. Возникает задача создания приложений, которые умеют использовать данные из нескольких программ предприятия и решают конкретные задачи. И, как мне видится, именно решению интеграционных задач различной степени сложности ритейлеры будут уделять в ближайшем будущем основное внимание.

Готовы ли российские компании предложить свои решения, соответствующие потребностям рынка?

Наша компания развивает компетенцию создания интеграционных приложений под нужды сетевых ритейлеров. Например, недавно мы разработали решение для управления кассирами “Электронный планшет”, а затем, развивая эту идею, создали систему информирования покупателя о занятости касс “Монитор состояния кассовой линейки” по заказу сети гипермаркетов “Гипер Глобус”.

Целями создания программы “Электронный планшет” были консолидация данных о кассирах (постоянные и “временные” ведутся в разных программах), упрощение и ускорение процедуры назначения кассиров на кассы или другие работы, автоматизация заполнения планшета информацией, избавление старшего кассира от рутинных операций по заполнению многочисленных бумажных бланков (высвобождение его для других работ), создание пространства для анализа основных статистических показателей работы кассиров, предоставление менеджерам гипермаркетов возможности контроля загрузки кассиров, а значит, и контроля покупательского потока.

При этом данные “Электронный планшет” получает из трех программ: SP-Expert — графики работы постоянных кассиров, “1C” — данные о “временных” кассирах, кассовое ПО NCR Advanced Store — статистические показатели работы кассиров и данные о длине очереди. “Электронный планшет” был реализован на операционной системе Linux и базе данных MySQL, графический интерфейс пользователя реализован на Web-технологии с учетом особенностей работы с тачскрином. Это позволило существенно сократить стоимость владения программным продуктом, а также реализовать доступ к нему с любого компьютера, имеющего доступ к сети предприятия.

Этот интеграционной проект был сдан нами за полгода, из которых 2,5 мес ушли на согласование ТЗ и 3,5 мес на программирование и отладку. После двухмесячной тестовой эксплуатации в одном из гипермаркетов программа промышленно внедряется во всех магазинах сети. В настоящее время наша компания обеспечивает техническую поддержку “Электронного планшета”.

Поняв возможности успешного решения таких “граничных” интеграционных задач, заказчик пошел дальше. В настоящее время идет сдача следующей созданной нами программы — “Монитор состояния кассовой линейки”, которая позволяет визуализировать для покупателей нагрузку на кассы и направлять покупателей на менее загруженные кассы гипермаркета. Эта программа использует данные, собираемые из других источников “Электронным планшетом”.

Интеграция приложений — задача непростая и недешевая, и решать ее можно по-разному. Что, исходя из вашего опыта, вы можете посоветовать ритейлерам?

Я могу посоветовать вдумчиво подходить к выбору модели, по которой будут создаваться интеграционные решения. В первую очередь, надо оценивать риски, стоимость создания и владения такими программами. Потратив время на это, вы чётко поймете, какой путь выбрать — создавать ли отдельные приложения, дописывать ли требуемую функциональность в каких-то уже используемых программных решениях, забирая в них данные других систем, которые будут использоваться только для одной конкретной задачи, использовать ли довольно дорогие готовые интеграционные шины.

Лично я, исходя из опыта нашей компании, являюсь сторонником первого пути. Но в конечном итоге выбор всегда остается за заказчиком.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)