Брайан Гардинер написал для журнала Wired интересную статью “Стекло работает: Как компания Corning создала сверхтонкое, сверхпрочное стекло”. В ней рассказывается о создании и истории стекла Gorilla Glass. Это увлекательное чтение, особенно если у вас есть iPhone.

Широко используемое стекло — его можно обнаружить в iPhone, Galaxy S3 и Lumia 900 — появилось благодаря исследовательскому проекту компании Corning, искавшей способы применения своего опыта изготовления упроченного стекла. Прорыв произошел, когда Corning обнаружила, что добавление окиси алюминия в ее композитное стекло перед его погружением в расплав соли калия позволяет получить стекло небывалой прочности.

Gorilla Glass 1.0 выдерживает давление в 17,86 г/см2, тогда как обычное стекло — около 1,25 г/см2. Сегодняшнее Gorilla Glass 2.0 толщиной 1 мм (считается, что оно используется в iPhone 5) не разбивается при ударе молотком с энергией в 2 Дж.

Вот еще некоторые интересные вещи из этой статьи.

Первая синтетическая стеклокерамика компании Corning, получившая название пирокерам, легче алюминия, тверже высокоуглеродистой стали и во много раз прочнее обычного содово-известкового стекла. Со временем пирокерам нашел широкое применение — от обтекателей головных частей ракет до химических лабораторий. Он может также использоваться в микроволновых печах, а в 1959 г. пирокерам стал применяться в посуде космической эры, получившей название CorningWare.

В 1962 г. компания Corning стала предлагать свое новое стекло под названием Chemcor производителям окон для тюрем, телефонных будок и очков, однако отозвала его с рынка из опасения взрыва при разрушении. Corning хорошо подходило для ветровых стекол автомашин (короткое время оно использовалось в некоторых моделях машины Javelin, которые выпускала American Motors Corporation). Но этому помешало нежелание автомобильных компаний идти на дополнительные расходы. Не помогло и то, что для ветровых стекол Chemcor, как показали краш-тесты, “выдерживаемая скорость лобового столкновения была существенно выше”. А это означало, что при аварии ветровые стекла — в отличие от черепов тех, кто находится в машине, — останутся целыми. В 1971 г. продукт, получивший внутрифирменное обозначение 0317, был положен на полку до тех пор, пока ему не найдется более практичное применение.

В 2005 г., когда Motorola выпустила раскладной мобильный телефон Razr V3, Corning вновь обратилась к образцам Chemcor толщиной 4 мм. В V3 использовался экран из стекла, а не из ударопрочного пластика, что открывало новое поле деятельности. Corning реанимировала продукт 0317 и присвоила проекту обозначение Gorilla Glass. В феврале 2007 г. Стив Джобс поинтересовался у генерального директора Corning Венделла Викса, может ли тот за шесть месяцев выпустить миллионы квадратных метров сверхпрочного стекла толщиной 1,3 мм.

Проблем было множество. Chemcor никогда не выпускалось в таких масштабах. Не было известно, можно ли сделать его сверхтонким, сохранив прочность. Достаточно сказать, что маленькая компания из г. Харродсберг, шт. Кентукки, добилась невероятного успеха. Доходы Corning от продажи Gorilla Glass взлетели с 20 млн. долл. в 2007 г. до 700 млн. долл. в 2011 г. А “в начале будущего года” компания планирует выпустить еще более прочное стекло Gorilla Glass 3.0.

Версия для печати