Подробности реализации одного из первых в СНГ крупных проектов в нефтяной отрасли на основе аналитических инструментов компании SAS, выполненного на казахстанском предприятии “Разведка Добыча «КазМунайГаз»”, вызвали большой интерес на прошедшей в октябре в Москве конференции SAS Forum Russia 2012. C директором департамента бюджетирования и экономического анализа “РД КазМунайГаз” Бериком Турмаганбетовым побеседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.

PC Week: Что представляет собой ваше предприятие? Какие информационные системы используются для управления им?

Берик Турмаганбетов: Наше предприятие входит в состав холдинга “КазМунайГаз” и является крупнейшим в Казахстане игроком на рынке разведки и добычи углеводородов. Объем добычи составляет более 12 млн. тонн нефти в год, что эквивалентно чистому годовому доходу примерно 1,5 млрд. долл. на консолидированном уровне. На основном производстве занято 20 тыс. человек. Начиная с 2006 г. акции “Разведки Добычи «КазМунайГаз»” котируются на лондонской фондовой бирже. Основным производственным объектом предприятия является скважина, эксплуатационный фонд скважин на сегодняшний день составляет более 7000 скважин.

Что касается информационных систем, то для финансового и бухгалтерского учета, а также управления ресурсами у нас уже давно используется система SAP ERP. Кроме того, развернут построенный на СУБД Oracle “Территориальный банк данных” (ТБД), в котором консолидируется вся информация о поскважинной добыче, простоях скважин и вызвавших их причинах, геолого-технических и организационно-технических мероприятиях. Часть данных поступает в ТБД непосредственно с оборудования скважин, а остальные (например, о проведенных осмотрах или ремонтах) вводятся вручную из первичных документов. Геологоразведочные подразделения используют специализированное ПО для решения своих задач, таких как гидродинамическое моделирование пластов. Для расчета эффективности каждой скважины и раздельного учета активов мы используем решение SAS, и названные мной ERP-система и ТБД являются для него источниками данных. Говоря о раздельном учете активов, мы имеем в виду в первую очередь скважины, хотя указанная методология применяется и ко всем остальным активам предприятия.

PC Week: Что такое раздельный учет? Какие средства необходимы для его реализации? Почему руководство компании решило реализовать этот проект?

Б. Т.: Хочу подчеркнуть, что речь здесь идет не о бухгалтерском или финансовом, а об управленческом учете, цель которого — понимание того, насколько эффективно используются все наши активы, в первую очередь скважины. Другими словами, благодаря ему мы видим, сколько нефти добывается на каждой конкретной скважине и каковы затраты (как прямые, так и косвенные) на ее эксплуатацию. Говоря о раздельном учете, мы делаем акцент на том, что контролируются не валовые показатели по тем или иным направлениям деятельности, а детальная информация по каждому конкретному объекту. В частности, в отчете о прибылях и убытках мы можем видеть не только показатели всего предприятия или его отдельных подразделений, но и подробные расшифровки по каждому производственному активу.

Прежде чем говорить о средствах, хотел бы подчеркнуть, что в первую очередь необходимо, чтобы понимание проблемы и желание ее решать было у менеджеров компании. У нашего руководства была настоятельная потребность увидеть полную картину работы компании, структуру ее доходов и расходов, варианты оптимизации и совершенствования бизнеса. Раздельный учет, реализованный по модели Activity-Based Costing, позволяет получить такую комплексную информацию.

PC Week: Какова стратегическая цель вооружения вашей компании методологией и инструментами Activity Based Costing?

Б. Т.: Первая и очевидная цель — повышение качества оперативного контроля и управления. В то же время в стратегическом плане для компании очень важно иметь в своем распоряжении инструмент, роль которого неоценима в кризисных условиях. К примеру, что необходимо предпринять, если цена нефти на рынке опустится ниже определенной величины? Какие скважины имеет смысл остановить, законсервировать или вывести из эксплуатации? От оперативного ответа на подобные вопросы может зависеть не только экономическое положение предприятия, но и его выживание.

PC Week: Использовались ли на вашем предприятии программные продукты SAS до этого?

Б. Т.: Нет, SAS Activity Based Management (ABM) — это первый продукт SAS, внедренный в “КазМунайГазе”. И прежде чем остановить свой выбор на нем, мы проделали большую предварительную работу по подготовке и проведению открытого конкурса. В нем участвовал целый ряд известных вендоров, включая IBM (с продуктом Cognos), Oracle (Hyperion) и SAP (Business Objects), которым было предложено построить демонстрационную модель раздельного учета для нашего предприятия на примере одного реального нефтегазодобывающего управления (НГДУ), эксплуатирующего несколько десятков скважин. Разумеется, мы проводили дополнительно собственный анализ вендоров и их продуктов, но при этом у нас не было возможности познакомиться с уже внедренными аналогичными решениями на предприятиях нефтегазовой отрасли в странах СНГ. Наш проект является в этом смысле пока уникальным и единственным.

PC Week: Потребовалось ли существенное техническое перевооружение для развертывания системы SAS? Каковы были основные трудности и статьи расхода в этом проекте?

Б.Т.: Существенных изменений в ИТ-инфраструктуре нашего предприятия при внедрении решения не потребовалось: если какое-то оборудование и пришлось докупать, то затраты на это в общем бюджете проекта были незначительными. Основные затраты времени и ресурсов были связаны с построением адекватной методики и модели учета, а также с обучением и подключением к работе в системе более сотни сотрудников нашего предприятия. В целом на реализацию этого проекта ушло около трех лет.

PC Week: Какими силами он выполнялся? Исходя из годичного опыта работы с системой, насколько быстро такой проект окупается?

Б. Т.: В роли генерального подрядчика в этом проекте выступало представительство SAS в странах СНГ, доработкой системы SAP ERP занималась казахстанская компания ERP Service, дополнительную настройку ТБД выполнила KazInfoSystems. В развертывании решений SAS участвовали казахстанская компания ISTP (разработка модели) и российская фирма “Ирбикон” (проектирование подсистемы отчетности). От каждой из этих компаний для участия в проекте было делегировано пять-шесть специалистов. В “Разведке Добыче «КазМунайГаз»” действовала рабочая группа, включающая руководителей и сотрудников структурных подразделений, также общей численностью пять-шесть человек.

PC Week: Исходя из годичного опыта работы с системой, насколько быстро такой проект окупается?

Б. Т.: Вопрос об окупаемости с самого начала не ставился. Такая система нужна была руководству для принятия оптимальных управленческих решений, и ее ценность для предприятия у нас не вызывает сомнений. Оценить ее реальную экономическую эффективность и окупаемость на текущем этапе очень непросто, поскольку сначала необходимо провести определенные изменения в бизнес-процессах, принять корректирующие меры, а это не происходит быстро и зависит от множества факторов и обстоятельств.

PC Week: Не могли бы вы привести реальные примеры избыточных статей затрат или неэффективных операций, которые помогла выявить внедренная система?

Б. Т.: Прежде всего, открылась полная картина затрат по всем объектам учета, которая помогает повышать качество управления ими. Для каждого руководителя подразделения картина на его участке в общих чертах была известна и ранее, но многие детали оставались скрытыми. Сейчас этих пробелов нет. Кроме того, для высшего руководства весьма удивительными оказались результаты работы отдельных скважин из разных НГДУ не сами по себе, а в сопоставлении с аналогичными объектами из других подразделений, представленными в сводном отчете по всему предприятию.

PC Week: Спасибо за беседу.