По данным J’son & Partners Consulting, мировой рынок мобильных геолокационных приложений и сервисов (Location-based service, LBS) развивается очень динамично. В 2012-м его объем составил 3,75 млрд. долл. В дальнейшем он будет ежегодно расти в среднем на 70% и к 2016 г. достигнет 16,89 млрд. долл. В России рынок LBS также на подъеме. Предполагается, что он вырастет с 36,8 млн. долл. в 2012-м до 121,7 млн. долл. в 2016-м.

LBS представляют собой разновидность информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона пользователя. Возможности визуализации современных смартфонов достаточно высоки, чтобы отображать на экране электронные карты высокого качества и использовать LBS для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений.

Геолокационные сервисы делятся на два типа: первые основаны на определении местоположения абонента с помощью спутниковых систем навигации (GPS и ГЛОНАСС), а вторые — по отношению к базовым станциям оператора сотовой связи. Первый способ позволяет определить местоположения абонента с большей точностью, однако требует, чтобы в смартфоне был установлен специальный модуль для связи со спутниками. Но сейчас уже практически все 3G-телефоны оснащены встроенным модулем GPS.

Рост LBS-рынка подстегнуло то, что параллельно с развитием мобильных телефонов и появлением смартфонов с поддержкой GPS сформировался новый сегмент рынка мобильных приложений и изменилась структура рынка. Помимо сотовых операторов появились новые игроки: разработчики мобильных геолокационных приложений и магазины мобильных приложений.

С середины 2000-х LBS-технологии стали более массовыми, при этом основной приток пользователей обеспечили мобильные LBS-приложения, распространяемые через магазины приложений. По оценке J’son & Partners, в 2012-м во всем мире LBS-услугами пользовались 486 млн. человек. В результате сегодня 19% пользователей мобильников, т. е. почти каждый пятый применяет LBS, а 62% планируют это делать в будущем.

Среди типов геолокационных сервисов наибольше популярностью пользуется навигация (46%). Кроме того, быстро (на 50% в год) растет спрос на сервисы социальных сетей, позволяющие отметиться в том или ином месте, например, Foursquare или Facebook Places, и теперь их охват составляет уже 13% пользователей.

Что касается монетизация мобильных LBS-приложений, то J’son & Partners выделяют три основные модели: размещение рекламы (самая распространенная бизнес-модель), получение дохода от платных мобильных LBS-приложений и от премиум-акаунтов, владельцы которых получают дополнительный функционал, например, доступ к контактной информации других акаунтов или сокрытие собственной персональной информации.

В России операторы сотовых сетей предлагают коммерческие LBS-услуги с 2002-го, в основном для двух целей: определение собственного местоположения пользователя и местоположения другого абонента. В большинстве российских LBS-систем обязательным условием является получение от “искомого” абонента разрешения на его поиск, которое может быть либо указано в отдельном договоре, либо получено в качестве ответа на SMS или USSD.

По мнению J’son & Partners, в ближайшие два года российский рынок LBS будет активно развиваться. Стимулом станет рост интереса рекламодателей, которые, следуя успешным западным примерам, станут использовать LBS в качестве инструмента для увеличения продаж.

Основными драйверами рынка LBS эксперты выделяют считают увеличение продаж смартфонов, снижение их средней цены, рост использования мобильного интернета, приход глобальных игроков на локальные рынки, рост количества планшетов.

Однако существуют и барьеры, главными из которых являются сложные условия для приема сигнала, недостаточное проникновение смартфонов, проблемы с монетизацией и неполный охват аудитории.

Версия для печати (без изображений)