Компании продолжают активно внедрять корпоративные социальные сети. В результате, по оценке IDC, рынок корпоративного социального ПО будет ежегодно расти в среднем на 22,3% и увеличится с 1 млрд. долл. в 2012-м до 2,7 млрд. долл. в 2017-м.

Согласно определению IDC, к ПО для корпоративных социальных сетей относятся программные средства, которые расширяют коммуникационные возможности пользователей, находящихся как в сети предприятия, так и за ее пределами. Функционал таких продуктов обычно позволяет создавать ленты активности, блоги, сообщества, дискуссионные форумы, группы (закрытые и открытые), микроблоги, площадки для обмена идеями, профили пользователей, закладки и вики.

Тенденции

Опросив в феврале 2013 г. более семисот руководителей организаций из США, компания IDC выяснила, что 79% респондентов уже внедрили корпоративные социальные сети, а 25% из них даже применяют несколько таких сетей. Темпы роста продаж ПО для социальных сетей быстро растут почти во всех отраслях, причём рабочие потоки (workflow), поступающие с лент активности, все чаще встраиваются в бизнес-процессы компаний. Для этого необходимо, чтобы корпоративное социальное ПО включало открытые API, через которые можно распространять и делать доступными ценные интеллектуальные ресурсы.

Вместе с корпоративными социальными сетями в компании проникают неформальные методы общения, и пользователи стараются применять социальное ПО для поддержки принятия решений, в качестве средства, облегчающего выполнение специальных работ, и как альтернативу существующим коммуникационным каналам.

В IDC отмечают, что предприятия, стараясь сократить число отдельных приложений за счет их интеграции, встраивают процессы, связанные с социальным ПО, в корпоративные рабочие потоки и коммуникационные приложения. По мнению аналитиков, такая тенденция может привести к тому, что к 2017-му корпоративное социальное ПО войдет в состав бизнес-приложений и уже не будет представлять собой отдельный рынок.

Игроки

На рынке ПО для создания корпоративных социальных сетей работает множество компаний, из которых одни предлагают решения для какой-нибудь отдельной функции (например, для управления сообществами, обмена идеями, поддержки инноваций или лент активности), а другие выпускают платформы с более широким функционалом. При этом предусмотрено большое разнообразие методов внедрения (на площадке заказчика, в качестве SaaS-услуг, с помощью хостинга, в виде программного аплайенса).

В 2012 г. доходы почти всех игроков этого рынка выросли по сравнению с 2011-м, причем у большинства более чем на 10%. По доле рынка первые места занимают IBM и Jive Software, а по темпу лидирует Salesforce.com, которой удалось добиться стремительного роста в результате поглощения в 2011 г. компании Activia Live Chat, продвигавшей социальный сервис Chatter, и перевода многих пользователей этого сервиса с бесплатной версии на платную. В целом рынок остается сильно фрагментированным.

С точки зрения географического распределения рынка корпоративного социального ПО основная часть (81,8%) приходится на американский континент (США, Канада и Латинская Америка). На втором месте стоит Западная и Центральная Европа (13,8%), доля которой быстро растет, так как этому способствует внедрение облачных сервисов. Азиатско-Тихоокеанский регион, включая Японию, пока занимает небольшой сегмент (4,5%), поскольку рынок там находится еще в зачаточном состоянии. Но ожидается, что в ближайшие годы оба отстающих региона обгонят Америку по темпу роста объема продаж корпоративного социального ПО.

Прогнозы

Аналитики выделили ряд факторов, одни из которых будут способствовать росту рынка корпоративного социального ПО, а другие, наоборот, препятствовать. Так, важным драйвером роста является тот факт, что предприятия стараются удовлетворять меняющиеся потребности в коммуникации со стороны всех участников своего бизнеса и поэтому интегрируют социальные сети с имеющимися приложениями для коллективной обработки контента и корпоративными системами.

Кроме того, поскольку организации все шире используют социальные сети, доступ к ним обеспечивается на всех участках, где работают пользователи. Это позволяет применять новые средства принятия решений, объединяющие аналитику и данные с людьми и системами. К тому же внедрение социальных сетей означает не появление на предприятиях новых приложений, а расширение социальных возможностей сотрудников, благодаря которым они могут оперативно оценивать ситуацию на рынке, результаты своей деятельности и реакцию потребителей.

Положительное влияние на рынок корпоративного социального ПО оказывает рост объема интернет-торговли и обусловленный этим поиск новых каналов для общения компаний с потребителями, а также консьюмеризация корпоративного ПО, вызванная тем, что сотрудники все шире используют на работе собственные устройства и веб-приложения. Поэтому многие поставщики такого ПО выпускают инструменты (SDK) для подключения мобильных устройств к своим платформам.

К факторам, замедляющим рост рынка корпоративного социального ПО, относится прежде всего то, что многие предприятия, по крайней мере в США, уже внедрили корпоративные социальные сети и соответственно спрос на это ПО сократится. Кроме того, основные усилия ИТ-отделов теперь будут направлены на развертывание и интеграцию имеющегося социального ПО таким образом, чтобы помочь предприятиям обеспечить информационную безопасность, соответствие требованиям регуляторов и защиту интеллектуальной собственности. Но эту деятельность затрудняет дефицит специалистов в области социального ПО.

Затормозить рост рынка корпоративного социального ПО могут и экономические проблемы, из-за которых в развитых странах сокращаются расходы на ИТ в некоторых сегментах, таких как государственный и финансовый сектора.

Динамика рынка корпоративного социального ПО

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.*

2014 г.*

2015 г.*

2016 г.*

2017 г.*

Продажи, млн. долл.

233,5

414,8

567,2

803,8

1003,0

1241,7

1534,7

1896,1

2304,5

2749,3

Рост,%

Нет данных

77,6

36,7

41,7

24,8

23,8

23,6

23,5

21,5

19,3

 *Прогноз

Источник: IDC

Доходы поставщиков корпоративного социального ПО (млн. долл.)

Компания

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Доля в 2012 г.,%

Рост в 2011—2012 гг.,%

IBM

60,2

105,4

142,7

14,2

35,4

Jive Software

38,6

66,6

102,3

10,2

53,5

Communispace

45,1

59,9

70,8

7,1

18,3

Microsoft

9,6

22,3

44,0

4,4

97,4

Telligent

32,1

38,7

39,1

3,9

1,2

Mzinga

24,0

31,7

38,8

3,9

22,4

Lithium

22,2

29,5

36,3

3,6

23,0

Socialtext

25,9

34,4

35,3

3,5

2,7

NewsGator

12,0

18,5

22,0

2,2

18,9

Spigit

10,0

14,9

17,6

1,8

18,7

INgage Networks

9,7

12,9

15,7

1,6

22,1

Salesforce.com

1,0

12,3

1,2

1118,5

Igloo Software

4,7

6,9

10,4

1,0

51,2

Awareness

7,1

9,5

8,8

0,9

­7,3

Moxie

7,3

8,1

0,8

11,3

Atos

2,5

4,2

7,9

0,8

89,2

Brightidea

1,9

4,0

5,8

0,6

44,9

TIBCO

1,1

5,0

0,5

361,3

HYPE Idea Management

2,9

4,3

4,7

0,5

11,1

VMware

1,8

3,3

4,7

0,5

44,9

Mavenlink

3,2

0,3

Нет данных (нд)

harmon.ie

1,7

1,9

2,2

0,2

18,5

Attachmate Group

1,0

1,3

2,1

0,2

55,8

Cisco

1,5

2,0

2,0

0,2

2,7

EPiServer

0,9

2,0

0,2

115,9

Saba Software

0,3

0,8

1,1

0,1

39,4

Kindling

0,3

0,6

0,1

119,9

Zoho

0,4

нд

Oracle

1,0

1,3

нд

Другие

251,3

319,2

357,3

35,6

11,9

Всего

567,2

803,8

1003,0

100,0

24,8

Источник: IDC

Версия для печати (без изображений)