В 2012 г. завершился первый этап внедрения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в ходе которого была существенно модернизирована материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и создана инфраструктура для реализации региональных и федеральных сервисов ЕГИСЗ. Главными результатами этой масштабной работы стали запуск услуги онлайновой записи к врачу — этим сервисом на середину года уже воспользовалось свыше 10 млн. человек (по данным медучреждений, работающих в рамках ЕГИСЗ) — и введение электронной медицинской карты (ЭМК), которая к настоящему времени в том или ином виде имеется практически во всех субъектах РФ. О том, с какими сложностями приходится сталкиваться компаниям — разработчикам медицинских информационных систем (МИС) при подключении своего специализированного ПО к сервисам ЕГИСЗ, рассказал генеральный директор ООО “САМСОН Групп” (руководитель проекта “САМСОН”) Владимир Когалёнок.

В чём вы видите основные сложности в реализации идеи электронной регистратуры?

Основная сложность заключается в идеологии построения электронной регистратуры. Эта идеология исходит из того, что данные о расписании и предварительной записи пациентов хранятся не в МИС на стороне ЛПУ, а в “облаке” электронной регистратуры. Следовательно, при отсутствии связи с “облаком” регистратура ЛПУ работать не сможет, так как не будет получать “облачного” подтверждения синхронизации изменений. Возникает вопрос, что важнее: работа ЛПУ, где ведётся прием пациентов, или возможность удаленной записи пациентов на прием к врачам этого ЛПУ.

Каковы, на ваш взгляд, возможные пути их преодоления?

Наиболее правильным решением является пересмотр идеологии. “Облако” должно обеспечивать возможность удаленной записи путем обращения к МИС за необходимой информацией в момент, когда в этом возникает необходимость.

В этом случае МИС в ЛПУ сможет функционировать даже при “плохой погоде”, то есть и в том случае, если связь с централизованным облаком по каким-либо причинам отсутствует. (Хочется верить, что мы решаем задачи интеграции, а не занимаемся дезинтеграцией.)

Нужно реализовать региональную электронную регистратуру таким образом, чтобы интеграция с федеральным уровнем выполнялась в рамках регионального фрагмента и не требовала внесения существенных изменений в МИС. То есть чтобы региональный фрагмент получал данные из МИС по существующим региональным протоколам и синхронизировал эти данные с федеральным фрагментом.

Знаете ли вы успешные примеры интеграции с электронной регистратурой? Как это было реализовано?

В Санкт-Петербурге региональный фрагмент реализован именно таким образом, что МИС никак не зависят от внешних систем федерального и регионального уровней.

Для этого на уровне региона был реализован простой с технической точки зрения протокол обмена данными о расписании и очереди. Протокол поддержали все разработчики МИС. В результате через региональный фрагмент можно выполнить запись в любое ЛПУ как из МИС, так и из федерального фрагмента. При этом никто никому не мешает. Безусловно, в этом случае разработчик регионального фрагмента взял на себя всю тяжесть решения интеграционных вопросов. За что ему честь и хвала.

Как вы оцениваете перспективы перехода ЛПУ на ведение ЭМК? Что тормозит этот процесс?

Перспектива одна: придется переходить. Наиболее прозорливые руководители ЛПУ озадачились этим вопросом уже сейчас. При этом они столкнулись с целым рядом проблем, обусловленных тем, что врачи государственных медучреждений практически никак не мотивированы на ведение ЭМК. Заметно лучше ситуация в коммерческих ЛПУ — там вопрос мотивации задействованного в лечебном процессе персонала к переходу на ЭМК решается довольно просто на административном уровне: если врач хочет работать в этом ЛПУ, он работает с ЭМК, в противном случае ему придется искать другое место работы.

Однако помимо низкой мотивации персонала есть сложности и с формализацией протоколов осмотров и исследований, так как в настоящее время каждое ЛПУ выполняет эту работу самостоятельно, исходя из своего опыта.

Каким образом можно мотивировать ЛПУ к ведению ЭМК? Кто, по-вашему, должен возглавить эту работу?

Мотивировать врачей к ведению ЭМК можно и нужно на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне должны появиться четкие требования к ведению ЭМК, а регион должен решить вопросы с надлежащим обучением врачей, не оставляя их один на один с проблемой. На уровне региона этим вопросом должны заниматься комитет по здравоохранению и комитет по информатизации и связи. Они должны согласовать с разработчиками МИС требования к ведению ЭМК, а затем провести массовое обучение медицинского персонала. Это серьезная работа, но ее нужно делать.

Каким вы видите решение проблемы формализации протоколов осмотров и исследований?

Вопрос не простой. Очевидно, что работы по формализации протоколов (основа структуры и содержания ЭМК) должны проводиться с привлечением ведущих специалистов в области медицинской информатики, организации здравоохранения и разработчиков МИС. Ответственным за решение этого вопроса является Министерство здравоохранения РФ.

На мой взгляд, министерству не хватает решительности в реализации намеченных планов, так как имеющиеся документы в большинстве своем носят рекомендательный или общий характер. И это понятно, ведь трудно требовать того, что с высокой долей вероятности не будет исполнено. Процесс решения имеющихся проблем нужно сделать максимально открытым и предоставить возможность принять участие в нём всем заинтересованным сторонам. Такой подход обеспечит проработку вопроса на разных уровнях: федеральном, региональном и первичном, — что позволит получить сбалансированное и работоспособное решение.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “САМСОН”

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)