Современные компании нередко встают перед необходимостью миграции своих информационных систем. Однако выполнению данной процедуры должна предшествовать тщательная подготовка, так как на этом пути возникает немало препятствий.

Причин для начала перехода в новую информационную систему (ИС) может быть великое множество — это и снижение рисков, связанных с эксплуатацией устаревших платформ, и приведение информационных систем к международным стандартам, и повышение эффективности бизнес-процессов. Но независимо от того, какая задача стоит перед компанией, переход из одной ИС в другую нужно тщательно спланировать и подготовить.

Проблемы миграции

Когда речь идет о миграции транзакционных систем, таких как ERP, билинг, процессинг или АБС, переход на новую систему происходит весьма проблематично. Дело в том, что ИТ-специалистам необходимо обеспечить точную миграцию больших объемов данных, поддерживая параллельную работу старой и новой системы для проведения сверок и анализа результатов.

Например, у меня был опыт проекта в одном из крупнейших банков, где проходил переход транзакционной системы с уже не поддерживаемой платформы Informix на платформу Oracle. При этом пришлось производить тщательный анализ бизнес-процессов, многократный перенос данных из старой системы в новую и проверять соответствие результатов работы новой и старой систем с учетом длительности регламентов процессов. Именно поэтому срок миграции составил 14 мес. Иногда параллельная работа двух систем может продолжаться и более длительное время, но даже тогда, когда она ограничивается несколькими месяцами, для обеспечения работы новой ИС требуется выделение дополнительных вычислительных мощностей и значительного времени сотрудников предприятия для одновременного выполнения задач в двух системах.

От системы отдела к уровню предприятия

Нередко обновление ИС происходит в рамках глобализации и централизации. Это позволяет значительно сократить расходы на поддержку и обновление программных комплексов. Действительно, следить за единой платформой, обслуживающей всех сотрудников, значительно проще, чем поддерживать отдельные инструменты для каждого подразделения. Например, успешная миграция системы учета материально-технических ресурсов позволяет перевести несколько тысяч подразделений крупной организации на единую платформу и обеспечить серьезное сокращение издержек на ИТ. Однако следует помнить, что большая часть подготовки в данном случае приходится на согласование данных в различных форматах и представлениях, разработку новых регламентов и построение новых моделей взаимодействия сотрудников.

Еще один важный аспект — интеграционные интерфейсы с другими ИС предприятия, особенно самописными и специфическими. Проблемы, связанные с ними, могут быть не столь заметны на первом этапе, но выявляются при налаживании взаимодействия различных подразделений с общей системой. И если для старой системы такие интерфейсы уже были реализованы программно или организационно, то для новой системы их, возможно, придется разрабатывать заново.

Следует помнить, что мысли о расширении функционала системы могут прийти уже во время реализации проекта, как аппетит приходит во время еды. А это значит, что потребуется провести целый ряд дополнительных работ.

План действий

Опыт проектной деятельности по миграции систем показывает, что любой подобный проект требует тщательной подготовки и должен сопровождаться индивидуальным планом. Однако независимо от типа мигрируемых систем, программного обеспечения, объемов баз данных и пр. общая схема выглядит практически идентично.

На первом этапе необходимо провести подробный аудит, выяснив все требования, предъявляемые к режиму функционирования новой системы, опросив всех ключевых пользователей. Важно понять, о каких объемах данных, какой нагрузке идет речь, только тогда специалисты смогут предложить верную стратегию миграции.

Сами процедуры также должны быть тщательно продуманными и включать в себя такие важные элементы, как регламент доступа пользователей к системам во время миграции, процедуры отката к предыдущему состоянию в случае сбоев и порядок взаимодействия различных специалистов, участвующих в этих процессах.

После согласования с заказчиком обычно происходит составление подробного плана, который подразумевает несколько этапов, а именно: копирование данных, их верификацию, параллельную работу двух систем и полный переход на новую платформу. На мой взгляд, главное в профессионально организованной миграции систем — плавность данного процесса для пользователей, которые могут постепенно, без стресса начать работать в новой автоматизированной системе.

Впрочем, даже тщательная подготовка не всегда спасает от недооценки трудозатрат при переводе пользователей на “новые рельсы”. В этот процесс входит как проведение обучения сотрудников компании, так и их поддержка в период адаптации к новой системе.

Автор статьи — начальник отдела интеграционных разработок R-Style.

Версия для печати