В наши дни повсюду ведутся дискуссии о больших данных и аналитике. Практически все отрасли — от медицины и финансовых сервисов до науки и производства — пересматривают свои практики с точки зрения возможности использовать в работе разрастающиеся объемы структурированных и неструктурированных данных.

Нет таких организаций или отраслей, для которых большие данные не имеют значения. CIO надо брать инициативу в свои руки и создавать новые должности и роли, ориентированные на функции анализа данных.

И это только начало. В грядущие месяцы и годы потоки данных превратятся в потоп. По прогнозам Cisco Systems, число подключенных к Интернету устройств к 2015 г. достигнет 15 млрд. и вдвое превысит численность населения Земли. А к 2020 г. это число может вырасти до 40 млрд. Cisco также ожидает, что 99% всех устройств в конечном счете будут подключены к Сети. Понятно, что это приведет к экспоненциальному нарастанию объемов данных.

Но, как уже понимает большинство лидеров ИТ и бизнеса, из этих копей не так то легко извлечь алмазы. Чтобы трансформировать все эти биты и байты в полезную информацию и знания, мало найти несколько ценных самородков и организовать надлежащий бизнес-процесс.

Поговорим о роли аналитиков данных и консультантов в области данных. В 2011 г. McKinsey & Company рассчитала, что США потребуются примерно от 140 до 190 тыс. специалистов с “глубокими аналитическими” знаниями и примерно 1,5 млн. менеджеров с хотя бы базовым пониманием вопросов данных. McKinsey указывает, что большие данные “станут первоосновой конкуренции, которая породит новые волны роста производительности, инноваций и притока покупателей — при наличии правильных политик, толковых людей и хороших инструментов”.

К глубокому сожалению, многие организации к этому не готовы. По прогнозу McKinsey Global Institute, к 2018 г. разрыв между ресурсами и потребностями в способных аналитиках достигнет 50—60%. Иными словами, многим организациям придется довольствоваться тем, что есть, и двигаться вперед нетвердым шагом. Сильнее всего этого видимо скажется на таких отраслях, как авиакосмическая промышленность, здравоохранение и производство лекарств, машиностроение, проектирование компьютерных систем, страховое дело, сфера образования и производство электронных компонентов.

Реальность в том, что нет таких организаций или отраслей, для которых большие данные не имеют значения. CIO пора брать вожжи в руки и начинать создавать новые должности и роли, ориентированные на функции анализа данных. Это означает поиск людей с иным кругозором и пониманием бизнеса, наряду со способностями более творческого подхода к задачам и проблемам. При сохранении нужды в специалистах по данным, математиках и статистиках необходимо привлекать и экспертов по психографии, социологии, культурной антропологии и другим нетехническим дисциплинам.

Алгоритм действий на предстоящие годы потребует куда более широкого подхода, чем цифровые манипуляции с данными.

Версия для печати