Во многих отношениях современный бизнес очень похож на производственные линии — информация передаётся от человека к человеку, от системы к системе для того, чтобы работа была выполнена, а цели достигнуты. Но в отличие от хорошо отлаженной роботизированной сборочной линии бизнес-процессы зачастую не автоматизированы и работают неэффективно. Множество жизненно важных процессов управляются с помощью электронной почты, электронных таблиц или по телефону. Такие подходы обычно не оправдывают себя и даже ошибочны — они стóят бизнесу реальных денег и упущенных возможностей. Дополнительно каждая организация теряет деньги из-за плохо организованных коммуникаций.

С чего же начать? Начните с главного. Определите процесс, от которого зависят реальные измеряемые экономические или производственные показатели. Если регламент процесса не описан, то стоит попробовать построить приблизительную модель переходов состояний процесса или перенести существующий регламент в цифровую модель и проверить соответствие реальным сценариям на практике. Эта модель «как есть» станет хорошей отправной точкой для повышения эффективности производительности вашего бизнес-процесса. Что дальше? Совершенствуйте процесс.

Получив возможность накапливать статистику, рассчитывать метрики и показатели эффективности как процесса в целом, так и отдельных участников деятельности в реальном времени, вы получите объективные данные и ощутите потребность в совершенствовании регламента процесса и управленческой дисциплины. Оперативно вносите поправки в модель, в регламенты, адаптируйте процесс к новым реалиям и требованиям.

Для претворения в жизнь таких планов необходим одновременно мощный, гибкий и простой продукт, который не даст «утонуть» в технических деталях реализации идеи.

SBM, или Serena Business Manager, является полноценной универсальной технологической платформой комплексной автоматизации бизнес-процессов. Разработавшая ее американская компания Serena Software специализируется на рынке ПО для управления ИТ-деятельностью, но в ее портфеле есть продукты, которые успешно используются для решения бизнес-задач. SBM развивается уже более 30 лет и удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к такому классу программных продуктов со стороны крупных предприятий из разных отраслей по всему миру: от государственных и оборонных до ИТ-компаний и финансовых учреждений.

Serena Software действует на территории России, Украины и Казахстана через своего дистрибьютора — компанию Softmart — c 2003 г. Дистрибьютор отвечает за продвижение продуктов, их техническое сопровождение и локализацию. Области применения SBM в России варьируются от автоматизации процессов управления ИТ-деятельностью государственного банка до процессов управления маркетингом продуктов глобальной международной корпорации. Среди клиентов в России можно отметить такие компании, как «СТС-Медиа», «Информзащита», Московская международная биржа, Торговый дом «Холдинг Центр», Внешэкономбанк.

Среди наиболее интересных особенностей SBM нужно выделить Центр управления отчетами, который позволяет самим пользователям в простом веб-редакторе создать свои отчеты с использованием более 14 типов представления данных, а затем установить эти отчеты на свой рабочий стол системы для оперативного доступа. Сервер управления уведомлениями и эскалацией в многопоточном режиме обрабатывает в реальном времени произошедшие события и отправляет уведомления по подключенным каналам связи — e-mail, SMS, push-уведомления центра уведомлений iOS. Новые визуальные интерактивные средства организации информации, например виджеты, ленты событий, диаграммы активностей, разнообразные календари и графические отчеты, помогают сделать работу в системе удобной и эффективной для любого участника процесса. Возможности HTML5 и характерные особенности моделирования процессных приложений позволяют динамически подстраивать веб-формы пользовательского интерфейса под текущий контекст — роль пользователя в бизнес процессе, состояние управляемого объекта, действие пользователя, значения полей, связи с объектами других бизнес-процессов, данные внешних ресурсов — все, что должно быть под рукой для принятия правильного решения.

Серверные компоненты SBM можно установить на собственные серверы предприятия или использовать облачные ресурсы. Предприятиям будет интересна библиотека готовых бизнес-решений, которые можно установить, опробовать и даже самостоятельно адаптировать под специфику своей компании во время тестового периода использования продукта. На текущий момент разработаны демонстрационные версии решения для сервисных центров, инженерно-геологических предприятий, медицинских лабораторий, учебных центров, отделов корпоративного кредитования, отделов рассмотрения заявок на ипотеку, займ или автокредит, производственных предприятий, ориентированных на заказы с точек продаж и некоторые другие. Также можно быстро разработать свой прототип до принятия концептуального решения о выборе платформы. В состав решений обязательно входит модуль для организации личного кабинета клиента Serena Request Center, где можно разместить запрос на услугу из каталога, отслеживать статус предыдущих обращений, запускать штатные отчеты, просматривать статьи базы знаний.

Для эффективной разработки на этой платформе не требуются инженеры с уникальными знаниями или навыками — опыта разработки веб-сайтов и основ работы с базами данных вполне достаточно. Дизайнер моделей бизнес процессов не поддерживает сложную нотацию BPMS, но позволяет рисовать простые и понятные диаграммы переходов состояний (workflow). При этом средняя продолжительность цикла разработки готового процессного веб-приложения составляет всего 10 дней, включая формы, отчеты, структуры хранения, таблицы привилегий ролей и функции бизнес-логики. Такая эффективность достигается за счет концентрации инженера на бизнес-задаче — все служебные, интерфейсные проблемы решаются сервером приложений платформы. Собственно, навыки кодирования требуются только для разработки дополнительных визуальных эффектов на JavaScript или функций сложной бизнес-логики на VisualBasic или C#. Развитые встроенные средства управления конфигурациями нескольких сред эксплуатации позволяют широко использовать внешних исполнителей.

Автор статьи — генеральный директор Softmart LTD.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ SOFTMART

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)