Перегруженность термина «бизнес-аналитика» в русском языке отмечалась неоднократно. Когда-то, за не имением лучшего, его использовали для перевода словосочетания Business Intelligence (BI), но довольно быстро выяснилось, что наряду с генерацией отчетности и визуализацией трендов существует и «настоящая аналитика», имеющая дело с прогнозированием, выявлением скрытых закономерностей, построением моделей и оптимизацией. Это нашло отражение в известных гартнеровских BI-квадрантах, которые в последние годы на беду русских переводчиков стали именоваться Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms. Тем не менее и здесь функциональность аналитических платформ ограничивалась простыми средствами прогнозирования на основе экстраполяции исторических трендов. Для охвата рынка углубленной аналитики Gartner выделила еще один сегмент, который характеризуется магическим квадрантом Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms. Недавно опубликована его последняя версия, существенно отличающаяся от прошлогодней. Для нашей страны особый интерес представляет включение в нее российской компании «Прогноз», которая уже три года присутствует в BI-квадранте, но впервые попадает в лигу Advanced Analytics Platforms.

Согласно Gartner, платформы углубленной аналитики должны использовать изощренные количественные методы анализа данных (статистика, описательный и прогнозирующий data mining, имитационное моделирование и оптимизация), которые позволяют получать результаты, недоступные традиционным BI-технологиям. Хотя они и обязаны обеспечить полный спектр возможностей, необходимых высококвалифицированным аналитикам (data scientist), особое внимание Gartner уделяет доступности инструментария для аналитиков рядовых (citizen data scientists) и бизнес-менеджеров. Объем сегмента Advanced Analytics оценивается Gartner в 1 млрд. долл., а его дальнейший рост связывается с растущими потребностями в анализе больших данных и потоков информации от всевозможных датчиков и мобильных устройств.

Появление компании «Прогноз» в сегменте нишевых игроков следует признать ее большим успехом, поскольку это отличная стартовая площадка для будущего развития. В отличие от многих других обитателей этого гартнеровского квадранта, российская компания отмечена за средства углубленной аналитики, присутствующие в ее базовой платформе Prognoz, которая обеспечивает также развитые функции BI, стандартной аналитики и визуализации. К достоинствам «Прогноза» относят высокую лояльность клиентов (особенно из России и азиатских стран), а к слабостям — недостаточно широкий спектр средств углубленной аналитики и ограниченное присутствие в странах с развитой экономикой.

При первом взгляде на магический квадрант обращаешь внимание на весьма специфический состав сегмента лидеров: из крупных компаний в нем только SAS и IBM. И если первая — это признанный лидер данного направления на протяжении многих лет, то высокая позиция IBM объясняется совершённой в свое время покупкой фирмы SPSS, известной своими продуктами SPSS Statistics и SPSS Modeler, которые, как ожидается, могут быть интегрированы с платформой Watson. Аналогичная ситуация и с подошедшей вплотную к сегменту лидеров компанией SAP: ее достижения на этом направлении связывают с приобретением в 2013 г. фирмы KXEN и продолжающейся интеграцией ее флагманского продукта KXEN InfiniteInsight в SAP Predictive Analysis. Резкое перемещение за прошедший год Microsoft из «нишевиков» в «визионеры» объясняют как предложением ею нового облачного сервиса Azure Machine Learning (AML), так и недавно объявленными планами по приобретению перспективной фирмы Revolution Analytics (в прошлом году находилась в сегменте «визионеров», но сейчас откатилась в «нишевики»).

Отдельная интересная история с появлением на небосводе Advanced Analytics новых звезд и угасанием старых. Так, впервые, причем сразу в сегменте преследователей (challenger), на координатной плоскости Gartner возникла известная компания Dell. Секрет прост: в прошлогоднем отчете точно на том же месте сияла звезда фирмы StatSoft с ее популярным продуктом Statistica, которую Dell как раз и купила в 2014-м. Более сложная ситуация с корпорацией Oracle, которая в год назад была одной из лучшей в сегменте нишевых игроков, а в сегодня вообще исчезла из магического квадранта. Gartner объясняет это так: стратегия Oracle по продвижению комплексных программно-аппаратных решений, в которых средства Advanced Analytics присутствуют лишь в виде тесно интегрированных модулей ее же платформ СУБД, BI и Big Data, привела к тому, что их невозможно рассматривать в качестве самостоятельных продуктов.

Стоит обратить самое пристальное внимание на две малоизвестные у нас компании — KNIME и RapidMiner, второй год подряд входящие в группу лидеров. Во-первых, потому, что и та и другая наряду с платной предлагают еще и упрощенную бесплатную версию, а их продукты распространяются с открытым исходным кодом. Кроме онпремисных лицензий обе компании предоставляют также и аналитические облачные сервисы. Во-вторых, как показывает вся история магического квадранта Advanced Analytics, большинство волшебных превращений здесь связано с покупкой лидерами софтверного рынка тех или иных перспективных игроков. Поэтому KNIME и RapidMiner вполне могут ожидать предложений, «от которых трудно отказаться» со стороны Oracle, Microsoft и других гигантов, не желающих играть вторые роли на перспективном рынке Advanced Analytics.