Не секрет, что многие предприятия, особенно небольшие, не сильно задумываются о планировании своих расходов. Кто-то прикидывает ожидаемые доходы и расходы на бумажке, кто-то в Excel, кто-то вообще живет одним днем и не планирует ничего.

В итоге нередко получается такая ситуация — бизнес успешный, все идет хорошо, а денег нет. Точнее есть, но в обороте. А вот для того, чтобы заплатить сейчас все налоги — их нет. В итоге приходится срочно искать кредит. Под любые проценты. А в худшем случае бизнес может и умереть.

В крупных компаниях есть специальные люди, занимающиеся аналитикой и финансовым планированием, есть серьезные решения для бизнес-анализа. Например BI-платформы, включающие OLAP (OnLine Analytical Processing), предикативное моделирование и data mining, интерактивную визуализацию и карты показателей (scorecards). Но зачастую они дороги для небольших фирм, которые не могут себе позволить купить и сопровождать такую систему да еще платить зарплату аналитику.

Банк силен своими клиентами. Даже такой гигант как Сбербанк. Поэтому логично, что банк, в последнее время планомерно диверсифицирующий свой бизнес, стал думать о финансовом планировании у своих небольших клиентов. И запустил для них в этом месяце пилотный проект аналитической системы.

Об этом рассказал Директор Управления развития удаленных каналов обслуживания Сбербанка Михаил Малахов на брифинге «Реализация стратегии Цифрового корпоративного банка». По его словам, банк полностью меняет платформу банковского дистанционного обслуживания корпоративных клиентов, и у же в сентябре нынешнего года для них появится новый интерфейс взаимодействия с банком, вобравший лучшие мировые практики. Платформа будет включать как банковские, так и небанковские сервисы, в том числе новый продукт класса Business Financial Management.

Сейчас для физических лиц есть сервис «Сбербанк Онлайн», которым пользуется несколько миллионов клиентов банка. В этой системе некоторое время назад была запущена услуга Personal Financial Management, воспользовавшись которой можно планировать свои персональные доходы и расходы, видеть и планировать свой бюджет. Новая онлайн-система представляет собой аналог этого сервиса, но только для корпоративных клиентов. Это существенно более сложный сервис, так как в нем должны быть учтены все аспекты деятельности предприятия. Анализ не ограничивается его расчетным счетом. Есть возможность работы с кассовыми операциями и с данными из других банков. Необходимые для анализа данные также можно догрузить из бухгалтерских систем.

В результате использования системы предприниматель сможет видеть структуру своих платежей, делать прогнозы, вести управленческий учет в одном инструменте. И тогда не возникнет ситуация как в описанном г-ном Малаховым примере, когда вполне успешный завод, производящий вагоны для железной дороги, из-за отсутствия финансового планирования понабрал кредитов для уплаты налогов, а потом обанкротился, так как не мог их обслужить. При правильном финансовом планировании он мог бы вообще их не брать.

По результатам анкетирования было выяснено, что 25% клиентов Сбербанка, юридических лиц, хотят иметь такую систему аналитики. Это выгодно и банку по нескольким причинам:

  • как уже отмечалось, Сбербанк очень заинтересован в успешности и эффективности бизнеса клиентов, чему может помочь новый сервис аналитики.
  • с традиционным интернет-банкингом чаще работают бухгалтера. Новый сервис привлечет в банк руководителей предприятий, людей, которые принимают решения. В том числе о банке, где обслуживается предприятие и о банке, где предприятие хочет получить кредит;
  • дополнительные данные о предприятиях могут быть использованы Сбербанком в своей системе Big Data, которая собирает из разных источников данные о клиентах, которые являются юридическими лицами. По итогам обработки этой информации банк сможет сделать компаниям целевые предложения, прежде всего кредитные. Если банк видит, что у клиента бизнес идет хорошо, то он может даже принять решение о выдаче не обеспеченного ценными бумагами или материальными ценностями кредита и под небольшой процент.

Клиентская база у Сбербанка большая. Сейчас в системе «Сбербанк Бизнес Онлайн» уже работает 1,3 млн. юридических лиц. Новые сервисы могут еще больше расширить клиентскую базу благодаря привлечению к ним внимания небольших предприятий. В этом плане особую важность приобретает простота использования нового сервиса.

А для этого важна обратная связь. Уже сейчас все желающие могут подключиться к пилотному проекту аналитики и высказать свои замечания о новом сервисе.

«Главное для нас — юзабилити, т. е. чтобы было интуитивно понятно, как воспользоваться инструментом, — заявил Михаил Малахов. — Если мы этого добьемся, будем считать, что свою задачу выполнили».

Новый проект хорошо вписывается в общее направление развития банка — уйти от чисто банковского бизнеса и стать сервис-ориентированной компанией, предлагающей как банковские, так и околобанковские сервисы.

Версия для печати (без изображений)