В прошлом году Gartner опросила 80 российских CIO и их заместителей из различных отраслей. Итоги этого опроса показывают, что больше всего ИТ-директоров интересует направление бизнес-аналитики (важность этой технологии отметили 39% респондентов), а уже дальше располагаются ERP (34%), мобильность (26%), облака (14%), CRM (11%), BPM (7%) и др.

А что реально происходит сейчас на отечественном рынке BI? Этот вопрос мы задали топ-менеджерам ряда крупных интеграторских компаний.

В ФОРС нам ответили, что «спрос на BI-cистемы постепенно растет, но созревшим этот сегмент рынка по-прежнему назвать нельзя. Есть огромный потенциал для роста и прежде всего потому, что в настоящее время аналитические системы широко используются только в высококонкурентных отраслях — банках, телекоме и ритейле. Все остальные секторы экономики пока живут без этого».

Начальник отдела разработки информационно-аналитических систем департамента заказных разработок ГК «Компьюлинк» Владимир Белавин считает, что «большинство крупных компаний (нефтегазовый и банковский секторы, телеком, крупный ритейл) уже внедрили те или иные BI-решения для систематизации и анализа накапливаемых объемов данных. Вопрос в эффективности и масштабируемости этих инструментов, в клиентоориентированности вендоров программных платформ — желании учитывать интересы отечественных пользователей. И, безусловно, в стоимости владения, которая сильно зависит от лицензионной политики вендоров. Большинство BI-решений, которые внедрены в российских компаниях до 2015 г., — это западные проприетарные программные платформы Oracle, SAP, IBM, Microsoft и др.».

По его словам, по окончании жизненного цикла этого ПО перед пользователями встанет вопрос о замене на что-то более доступное и гибкое. «Отечественным ИТ-компаниям есть что предложить потенциальным заказчикам. К тому же, в отличие от западных вендоров ценообразование у них может быть более пластичным — например, когда речь идет о стратегическом партнерстве с крупными заказчиками. Сам лицензионный договор зачастую тоже выгодно отличается от предложений иностранных поставщиков: предусматривает неограниченное право на использование программного продукта — так называемую безлимитную лицензию», — добавил Владимир Белавин.

Влияние импортозамещения на отечественный рынок BI-систем отметил и руководитель практики BI компании «Инфосистемы Джет» Андрей Байбутов: «Думаю, в нашей стране этот год в области BI будет связан с темой импортозамещения. И здесь выбор не так велик — либо смотреть в сторону отечественных платформ Prognoz, Deductor и т. п., либо в сторону Open Source-решений и дорабатывать их под собственные нужды». Он отметил, что если раньше компании фокусировались на поиске человеческих ресурсов, способных максимально эффективно принимать верные решения, то сейчас наблюдается уклон в сторону систем поддержки принятия решений, обеспечивающих более объективное и быстрое принятие решений.

«Есть и внешние факторы, выступающие в роли катализаторов процессов внедрения BI-cистем — экономическая и политическая обстановка в мире и внутри страны обязывает многие крупные корпорации и государственные органы иметь в наличии ситуационные центры по управлению кризисными ситуациями. Это очень сложные и длительные проекты как с точки зрения проработки алгоритмов работы таких центров, так и с точки зрения разработки и реализации архитектуры таковых решений. Такие центры необходимо строить уже сейчас», — полагает Андрей Байбутов.

«Казалось бы, текущая экономическая ситуация должна оказывать негативное влияние на весь рынок ИТ, но в случае с BI ситуация выглядит иначе, в чем „повинны“, на наш взгляд, несколько факторов. Первый из них кроется в сути бизнес-аналитики, которая с позиции бизнеса является одним из компонентов системы управления эффективностью предприятия. В цепочке планирование -> анализ -> управленческое воздействие BI является инструментом измерения достижения целевых значений показателей. Крупные компании, корпорации и даже монополисты вынуждены все больше и пристальнее смотреть на повышение эффективности как на первоочередную стратегическую задачу. Снижение затрат, реалистично обоснованные бюджеты, поиск новых возможностей для бизнеса, — вот что сегодня волнует топ-менеджмент. Данный фактор в наибольшей степени повлиял на повышение интереса к бизнес-планированию и бюджетированию», — рассказал Андрей Тиунов, генеральный директор BI Partner (ГК «Ай-Теко»).

В качестве другого фактора он выделил совершенствование самих BI-платформ: «Они стали доступнее, проще, привлекательнее и все чаще обладают вау-эффектом. Новые технологии и подходы к работе с данными позволили бизнес-аналитике перейти на новый уровень. Новое веяние — ассоциативный анализ, который значительно упрощает понимание данных, обладая при этом исключительными по сравнению с BI первого поколения возможностями самостоятельного исследования информации. Одновременное снижение затрат на обслуживание и повышение личной заинтересованности среди топ-менеджмента и владельцев бизнеса придают ускорение росту и динамике развития BI-рынка».

На эволюцию BI-систем обращает внимание и генеральный менеджер TEGRUS Алексей Пилипчук: «Можно выделить как классический BI, так и получившие за последнее время варианты его развития. Классический подход подразумевает, что получаемая отчетность есть результат довольно долгой обработки определенного массива корпоративных данных для среднесрочных задач и долговременного планирования. Сейчас же и рынок, и новые подходы продвижения товаров и услуг, требуют от наших клиентов иных инструментов, а именно — оперативной, операционной аналитики. В режиме „здесь и сейчас“, близком к режиму реального времени. Простейший пример: при посещении клиентом точки продаж система оперативно строит аналитический отчет, оценивающий вероятность продажи тех или иных дополнительных товаров и услуг. Исходя из существующих реалий, тенденции к усилению спроса на подобные решения определенно имеются».

Но есть и достаточно пессимистические оценки ситуации на рынке BI.

«Спрос есть, но он не растет. Хотя на фоне сокращения бюджетов на ИТ это уже неплохо. С одной стороны, было бы логично в сложных экономических условиях искать еще не выявленные закономерности с целью повышения эффективности работы организаций и с этой целью смотреть на аналитические решения. С другой стороны, применять эти решения для выявления закономерностей спроса, мотивации, поведения потребителей сейчас малоэффективно. Такая аналитика может быть полезна, на мой взгляд, когда есть более-менее стабильная внешняя среда. У нас же сейчас очень нестабильная ситуация — многие решения зависят от воли конкретных чиновников, представителей власти, регуляторов», — поделилась генеральный директор «Форсайт Про» Галина Антипина.

Версия для печати