Задача коренной модернизации ИТ-системы управления предприятием встала перед автомобильным холдингом «Соллерс» во второй половине 2000-х. Напомним, «Соллерс» — одна из ведущих автомобилестроительных компаний страны, начавшая свою историю в 2002 г. под названием «Северсталь-Авто» как дочерняя структура концерна «Северсталь». На том этапе это было сугубо перспективное направление нового бизнеса, которое формировалось под крылом металлургического гиганта в традиционном формате приобретения уже существовавших автопроизводств и создания новых мощностей. На пятом году жизни компания достигла необходимого для самостоятельной деятельности уровня зрелости и была выделена в автономное предприятие со сменой собственника. Именно тогда, в 2007-м, встал вопрос о повышении эффективности «Соллерса» и выработки стратегии его будущего развития. Одним из важных элементов стратегии была соответствующая модернизация ИТ-инфраструктуры всего холдинга.

Группа компаний «Соллерс» включает в себя ряд производственных предприятий, а также торговые и сервисные структуры, территориально распределенные по всей России. Основным видом её деятельности является производство и продажа автомобилей, двигателей, автокомпонентов и запасных частей. Самое крупное предприятие, входящее в ГК «Соллерс», — Ульяновский автомобильный завод — ведет свою историю с 1941 г., выпускает легендарные «уазики» и лидирует по производству внедорожников в России. Именно на УАЗ руководством «Соллерса» и была возложена роль главного исполнителя в деле ИТ-переоснащения холдинга.

«В ту пору, в 2007-м, ИТ-хозяйство холдинга представляло собой типичный „зоопарк“ унаследованных систем. Каждый завод имел некоторую собственную ИТ-инфраструктуру, прикладная часть которой была в основном самописной, — вспоминает Иван Михайлов, до 2013 г. занимавший пост заместителя директора по ИТ „Соллерса“, а ныне операционный директор компании „Проф-ИТ Групп“ (дочерней ИТ-структуры холдинга). — Это ПО трудно было даже поддерживать в рабочем состоянии, не говоря уже о каком-то развитии. Поэтому руководством холдинга была поставлена задача перевода ИТ-инфраструктуры всех предприятий на единую современную платформу с тем, чтобы уменьшить затраты на сопровождение и повысить уровень автоматизации».

Казалось бы, достичь этих двух целей одновременно невозможно (конечно, лучше быть «здоровым и богатым»), но парадокс современных ИТ заключается как раз в том, что выбор правильной ИТ-стратегии позволяет решить именно такую задачу. И вот подтверждение на примере УАЗ: число ИТ-специалистов на заводе к 2013 г. сократилось почти в два с половиной раза (в 2008-м их было более трёхсот), при этом в несколько раз вырос уровень информатизации завода и увеличилось количество автоматизированных рабочих мест.

Для начала в холдинге была проведена централизация управления ИТ — создана единая ИТ-дирекция, которой нужно было выбрать базовую прикладную платформу. «Процесс модернизации ERP-системы стартовал в 2007 году, когда было принято решение о пилотном внедрении SAP на заводе по производству автомобилей FIAT в Елабуге, — пояснил Иван Михайлов. — В то время выбор был почти очевидным, альтернатив для автоматизации автомобильного производства практически не существовало. К тому же этот завод представлял собой совместное с европейским партнером предприятие, а решения SAP в Европе и в мировом автомобилестроении пользуются заслуженным авторитетом, да и, в конце концов, SAP — это престижно и важно с точки зрения европейского признания».

Параллельно с внедрением системы SAP в Елабуге стартовал проект по автоматизации производственного учета дочерних структур УАЗа на базе решения «1С: Управление производственным предприятием». Этот продукт «1С » к тому времени уже появился на российском ИТ-рынке, но в качестве серьезного претендента все же не рассматривался: по мнению специалистов он был еще весьма «сырым» (всего два-три года отроду), его перспективы не очень понятны, да и сама торговая марка «1С» не котировалась на корпоративном рынке. Тем не менее было принято решение внедрять «1С:УПП», поскольку ввиду небольшого масштаба деятельности дочерних предприятий устанавливать там SAP было нецелесообразно, тогда как сам УАЗ планировалось автоматизировать на базе решения SAP, обкатанного в Елабуге.

Оба пилотных проекта завершились успешно, системы были запущены в эксплуатацию, но с точки зрения дальнейшего сопровождения и развития систем платформа «1С» оказалась более гибкой, особенно в условиях постоянных изменений бизнеса, а также требований к регламентированному учету. Наиболее ощутимой была разница в стоимости владения ИТ-системами: SAP в разы оказалась дороже «1С», что стало существенным критерием с учётом непростого экономического положения в автомобильной отрасли.

Таким образом, в 2009 г. ситуация с выбором ERP-платформы значительно изменилась: программное обеспечение SAP показало себя гораздо более дорогостоящим по сравнению с «1С», продукт же «1С:УПП» вышел на весьма высокий уровень зрелости, получил отраслевое признание в силу большого количества проектов внедрения и выявил свою способность к динамичному развитию. А помимо того, что он имел явные преимущества перед зарубежными конкурентами по стоимости (как лицензий, так и услуг внедрения и сопровождения), рынок был хорошо обеспечен «1С»-специалистами с меньшими финансовыми запросами, что также очень важно.

В итоге в 2010-м руководство холдинга приняло стратегическое решение о переводе всего ИТ-ландшафта «Соллерса» на платформу «1С: Предприятие», включая все производственные, торговые и сервисные площадки.

Если посмотреть на ход реализации ИТ-проекта в «Соллерсе» за последние шесть лет, то можно четко выделить два этапа — до и после 2013 г. До 2013-го шла унификация и оптимизация «традиционного» ИТ-функционала: бухгалтерский и налоговый учет, расчет заработной платы и управление персоналом, управление складом. На этом этапе главной задачей было повышение эффективности ранее автоматизированных блоков (в том числе за счет снижения эксплуатационных затрат) и создание основы для последующего расширения применения ИТ в деятельности холдинга путем замены существовавшего на ту пору «ИТ-зоопарка».

С целью унификации ИТ-решений в холдинге был сформирован специальный департамент, отвечающий за разработку единых бизнес-процессов и методик учета для предприятий с различными направлениями деятельности: производство, торговые и сервисные организации. В соответствии с разработанной методологией и с учетом наработок, обкатанных в проектах на дочерних предприятиях УАЗа, созданы ИТ-решения, основой которых стали типовые конфигурации — «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Управление торговлей» и «1С:WMS Логистика». Отметим, что на данном этапе все работы выполнялись силами ИТ-дирекции холдинга, которая полностью руководила проектами по автоматизации при постоянном кураторстве со стороны генерального директора (он же основной акционер) «Соллерса».

Начиная с 2013 г. фокус руководства холдинга был направлен на повышение эффективности производства, поэтому дальнейшая работа по развитию ИТ-ландшафта больше была нацелена на автоматизацию производственных процессов. Для повышения потребительского спроса и эффективности всего бизнеса одним из главных направлений в автопроме сегодня является возможность заказной сборки автомобиля под конкретные требования покупателя. Такую модель «вытягивающего производства» практически невозможно реализовать без ИТ-системы, которая должна управлять нормативно-справочной информацией, работой по планированию производства, а также логистическими и сбытовыми процессами.

К тому моменту компания «1С» выпустила на рынок новый программный продукт «1С:ERP», который можно рассматривать как второе поколение «1С:УПП», имеющее во многих аспектах более современную архитектурно-технологическую основу. Несмотря на то что решение «1С:ERP» способно полностью покрыть функциональные возможности «1С:УПП», его внедрение в «Соллерсе» шло по схеме реализации новой функциональности, а перенос уже реализованных в «1С:УПП» блоков отложен на последующие этапы проекта.

Нужно обратить внимание, что переход проекта в новую фазу развития потребовал принципиальной коррекции организационных форм его реализации. Так, в 2013-м «Соллерс» заключил генеральное соглашение о стратегическом сотрудничестве с «1С», согласно которому вендор среди прочего взял на себя определенные обязательства по поддержке и развитию тогда ещё нового продукта «1С:ERP». В том же году в рамках холдинга была создана сервисная ИТ-компания «Проф-ИТ Групп», ей-то и переданы функции ИТ-дирекции холдинга, в том числе по внедрению и развитию систем управления предприятием. Между прочим, такая схема с выделением внедренческих ИТ-служб в отдельную бизнес-единицу вполне естественно привела к тому, что «Проф-ИТ Групп» расширила поле своей деятельности за пределы «Соллерса» — сейчас компания уже ведет проекты на других крупных машиностроительных предприятиях, таких как «Авиастар-СП», «Автоваз» и др.

Внедрение «1С:ERP» в «Соллерсе» началось с решения задачи по управлению BOM (Bill of Materials — спецификация комплектующих и материалов готового автомобиля), которая была выполнена всего за шесть месяцев. Это дало возможность полностью автоматизировать процессы планирования производства, начиная от сбора потребности покупателей, а заканчивая планированием загрузки цехов и закупок материалов и комплектующих. Сегодня, по словам Ивана Михайлова, система позволяет учитывать в производстве уникальные конфигурации автомобилей, заказанные конечными клиентами, и производить расчет подетального производственного плана на месяц менее чем за один час. При этом BOM одного автомобиля характеризуется четырнадцатью уровнями вложенности и двумя тысячами элементов.

По мере развития ИТ-ландшафта и расширения функциональности, реализованной на базе «1С:Предприятия», большую актуальность получил вопрос относительно возможности платформы работать с большими объемами данных. Опасения на этот счет в отношении ПО фирмы «1С» высказывались еще десять лет назад, но проект в «Соллерсе» показал не только достаточную производительность и масштабируемость платформы, но и ее способность к развитию. Так, одним из главных требований «Соллерса» было обеспечение одновременной работы более чем тысячи пользователей в одной базе данных. В целом же внедрение «1С» на УАЗе стало одним из крупнейших ИТ-проектов в машиностроении — сейчас число пользователей составляет 2300 сотрудников (по всему «Соллерсу» — 6000).

«Опыт нашего многолетнего проекта наглядно показывает, что ИТ из вспомогательного средства, позволяющего автоматизировать процесс управления организацией, превратились в ключевой производственный инструмент, непосредственно влияющий на эффективность работы промышленного предприятия в целом», — подчеркивает Иван Михайлов. Свои слова он подтверждает конкретным результатом: внедрение системы уже позволило лучше адаптироваться под потребительский спрос, увеличить точность планирования, существенно уменьшить объем остатков товарно-материальных ценностей на складах, высвободить оборотные средства, ранее замороженные в излишних запасах, снизить уровень неликвидных запасов, сократить сроки производства автомобилей и поставок комплектующих, формирования планов, а также подготовки регламентированной и управленческой отчетности.

На этом история информатизации ГК «Соллерс» не заканчивается. В рамках следующих этапов развития ИТ-ландшафта на базе ПО «1С» предполагается построить систему диспетчирования производства для оперативного управления конвейером и более эффективной организации логистики, а также систему управления качеством производства, что позволит снизить время внеплановых простоев сборочных конвейеров, повысить оперативность доставки комплектующих в цеха и улучшить качество готовой продукции.