Задачу повышения эффективности бизнеса и обеспечения своей конкурентоспособности многие компании, в том числе российские, связывают с использованием современных аналитических (BI) систем. Позволяя трансформировать неструктурированную информацию в удобную для восприятия форму, они помогают выявлять неочевидные возможности и принимать более обоснованные бизнес-решения. Однако внедрение этих систем может оказаться весьма затратным, если предприятие не обладает необходимым опытом. О том, как правильно подойти к реализации такого проекта, рассказывает директор компании «Терн» Екатерина Лозовая.

Одним из способов экономии ИТ-бюджета считают отказ от промышленных платформ в пользу систем, построенных на открытых технологиях. Насколько такой подход оправдан?

И промышленные платформы, и решения на основе открытых технологий имеют свои плюсы и минусы. Если проект небольшой, а готовое Open Source-решение позволяет на 100% справиться с задачей, то, конечно, выгоднее Open Source. Если же задача комплексная или планируется создание системы, охватывающей всю деятельность компании, то разумнее обратиться к промышленным решениям. Да, цена таких решений выше, чем у открытого ПО, но их проще настраивать и поддерживать, они обладают всей необходимой документацией и их не нужно «доводить до ума» силами штатных программистов. Немаловажным плюсом систем с «закрытым» кодом является также их безопасность.

Когда компания решает внедрить аналитическую систему корпоративного уровня, какой подход ей более выгоден — большой проект, построенный на технологии от одного разработчика, или много небольших проектов и разных систем?

Мне кажется, решать вопросы нужно постепенно: построили систему аналитической отчетности по одному бизнес-направлению — отработали процесс — расширили проект на другие процессы. Обозначить все ключевые задачи заранее бывает непросто: пока идёт внедрение, какие-то из них могут стать неактуальными, а какие-то — наоборот. Подход с постепенной автоматизацией оказывается более гибким.

С каждым проектом у компании появляется больше опыта и понимания процесса, повышается компетентность сотрудников, связанных с аналитикой. Это позволяет проводить обучение новых пользователей внутри собственного предприятия, что оказывается выгоднее, чем отправлять их на специализированные курсы. У нашей компании есть отдельное образовательное направление по работе с системами на основе SAP BusinessObjects и их администрированию, и многие бизнес-пользователи, регулярно посещающие курсы, сейчас сами проводят обучение в своих организациях.

Что касается выбора конкретных технологий, то в некоторых компаниях есть закрепленный стандарт: только системы от SAP либо Microsoft или только отечественные разработки. В таком подходе есть свои плюсы — как правило, разные системы от одного производителя хорошо интегрируются, что позволяет сократить расходы на их поддержку и снизить сроки внедрения. Но есть и оборотная сторона: иногда для решения небольшой задачи приходится внедрять большую систему, хотя существуют более дешёвые и удобные аналоги от других разработчиков.

То есть BI-проект — это надолго?

После внедрения BI-системы, решающей одну конкретную задачу, появляется желание попробовать её и в других сферах. Полезно выделить ключевые области, расписать шаги внедрения и спланировать бюджеты на ближайшие 3–5 лет, а не пытаться сделать всё и сразу. Естественно, по завершении каждого этапа следует пересмотреть очередность задач и при необходимости скорректировать список. Хорошим примером из нашей практики служит многолетняя дружба и партнерство с одним из крупнейших российских банков. Мы развиваем их аналитическую систему уже больше десяти лет, и после каждого этапа руководство банка видит преимущества, полученные от аналитики, и решает перенести этот позитивный опыт на другие сферы работы и бизнес-процессы.

Когда речь заходит о покупке ПО, к кому выгоднее обращаться компании — непосредственно к вендору или к его партнерам?

«Терн» является партнером таких компаний, как SAP, Microsoft, IBM и Prophix, но у нас есть и собственные разработки — «ТЕРН-Аналитика» и технология SHART. Партнеры бывают разные: одни занимаются исключительно дистрибуцией — продают лицензии и консультируют по вопросам приобретения и установки ПО. Мы же выполняем проекты внедрения и создаём собственные решения, в которых объединяются наш многолетний опыт (в этом году компания «Терн» отметила 25 лет присутствия на ИТ-рынке) и передовые технологии ведущих мировых разработчиков.

Что касается вопроса, к кому выгоднее обращаться, то иметь дело, на мой взгляд, нужно с тем, с кем выстраиваются более комфортные взаимоотношения. Подчас работать с партнером оказывается намного удобнее: меньше времени уходит на решение оперативных вопросов, партнеры могут предложить более гибкие условия, а также системы от других разработчиков, которые гармонично войдут в состав вашей инфраструктуры. У многих партнеров есть большой опыт работы в рамках одной отрасли или какой-то специфичной сферы, например, автоматизации бюджетирования либо предсказательной аналитики. Мы стараемся строить долгие и взаимовыгодные отношения с нашими клиентами.

Какие ошибки при внедрении системы аналитики наиболее распространены и как их можно избежать?

На начальном этапе довольно сложно определить точный объем работ и разумные сроки их выполнения. Каждому проекту должно предшествовать тщательное обследование: с какими системами необходимо интегрировать аналитику, какие бизнес-процессы следует автоматизировать в первую очередь, сколько сотрудников будет работать с системой, кто из руководства станет конечным потребителем отчетов и как ему удобнее получать их. Правильно ответив на эти и другие вопросы, можно переходить к написанию технического задания, учитывающего нюансы, которые порой заметно влияют на сроки и стоимость проекта.

Важно создать план развития проекта, чтобы понимать, насколько сильно система со временем разрастётся, а также какие процессы она может охватить, и планировать работы с учётом этих факторов. Но это не значит, что если ожидается создание масштабной аналитической системы, то уже на этапе «пилотного» проекта следует закупать серверное оборудование для обеспечения одновременной работы сотен пользователей. Планирование позволяет грамотно распределить ресурсы и затраты на долгое время, что и обеспечивает экономию.

Важным, иногда даже ключевым, условием удачного проекта являются доверительные и позитивные отношения сотрудников компании-заказчика и интегратора. Умение находить общий язык и быстро преодолевать трудности на любом уровне даёт возможность сэкономить массу времени и ресурсов и гарантирует завершение проекта в срок.

ПОДГОТОВЛЕНО PC WEEK EXPERT

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)