Предлагаем пять технических и бизнес-направлений, достойных вашего внимания в этом году: искусственный интеллект, Интернет вещей, кибербезопасность, мобильная ориентированность и прогнозная аналитика.
Не секрет, что цифровые технологии распространяются все шире и играют все более важную роль в успехе предприятия. Ниже мы рассмотрим первые позиции в рейтинге направлений в информационных технологиях, которые проявят себя в 2017 г.
ИИ и машинное обучение пойдут в массы
Искусственный интеллект «займет почетное место на предприятии и по-новому сформулирует понятие рабочего места», — прогнозирует Марк Каррел-Бильярд, старший исполнительный директор научно-исследовательского подразделения в сфере глобальных технологий компании Accenture. Среди перспективных областей применения ИИ можно отметить компьютерное зрение, обработку естественного языка, машинное обучение, глубинное обучение, представление знаний, экспертные системы, биометрию и видеоаналитику.
«Благодаря, главным образом, стремительному прогрессу цифровых технологий, в том числе резкому удешевлению вычислительных мощностей и места для хранения данных, развитие технологий революционным образом меняет бизнес и общество», — добавляет Каррел-Бильярд.
Согласно результатам опроса о перспективах развития технологий, проведенного компанией Accenture, 70% директоров крупных предприятий сейчас вкладывают гораздо больше средств в технологии, связанные с искусственным интеллектом, нежели они это делали два года назад; при этом 55% заявили, что планируют использовать машинное обучение и встроенный искусственный интеллект. Accenture также опубликовала исследования, демонстрирующие, что ИИ потенциально способен удвоить темпы экономического роста к 2035 г., повысив производительность труда на 40%.
Интернет вещей набирает обороты
Невзирая на ажиотаж вокруг него, Интернет вещей — реальное явление, и оно оказывает влияние практически на любой сектор экономики. «В 2017 г. Интернет вещей продолжит способствовать внедрению инноваций и перемен, — утверждает Фрэнк Диана, директор подразделения Future of Business консалтинговой фирмы Tata Consultancy Services. — Он станет краеугольным камнем нескольких сценариев развития будущего: автономных транспортных средств, интеллектуальных домов, интеллектуальных городов, глобальной сети здравоохранения и Интернета энергии».
Диана добавляет, что IoT «будет и дальше стирать границы между физическим и цифровым мирами» и вдохновит людей на новый диалог и свежие идеи в горизонтальных экосистемах. «Ввиду этого влиятельным участникам рынка из различных отраслей экономики придется сотрудничать, созидать и фиксировать полезные результаты», — отмечает он.
Тем временем Крэйг Макнил, директор по практическому внедрению IoT подразделения Accenture Mobility (являющегося частью бизнес-структуры Accenture Digital), утверждает, что
Какие отсюда следуют выводы? «Это означает, что 2017 г. должен стать годом IoT-образования для потребителей, — сообщает Макнил. — Нужно провести четкую разъяснительную работу касательно смены паролей на устройствах и обеспечения сетевой безопасности, а внутри этой отрасли необходимо делать активные шаги в сторону стандартизации».
Формируются очертания продвинутой кибербезопасности
Устойчивый рост количества кибератак и усугубляющийся по своей опасности и разрушительности характер этих взломов, в частности случаев использования программ-вымогателей и кибершпионажа, заставили содрогнуться организации по всему миру. Горькая правда состоит в том, что традиционные периферийные подходы к безопасности перестали работать. Дело осложняется еще и тем, что растет практика найма хакеров.
«Мы наблюдаем множество новых форм убийственных вирусов, которые могут запросто купить даже относительно неискушенные злоумышленники, — отмечает Эндрю Сервин, партнер юридической фирмы Morrison Foerster. — Это означает, что компании с большой вероятностью будут чаще подвергаться атакам, так как инструменты хакерского ремесла получают повсеместное распространение».
IoT и все более тесно переплетенные системы указывают на проблемы еще серьезнее. «Безопасность — это ведь не только защита данных, это еще и защита ваших вычислительных ресурсов от попыток использования другими в качестве платформы для атаки», — поясняет Дэн Логан, директор по корпоративной архитектуре и системам безопасности в Tata Consultancy Services. Он говорит, что есть необходимость в постоянном обновлении концепций управления рисками, которое поможет организациям гарантировать не только защиту критических данных, но и охрану стоящей за ними вычислительной платформы, в особенности устройств по краю системного периметра, доступ к которым могут захватить атакующие.
Одной из самых насущных проблем кибербезопасности в 2017 г. остаются атаки с применением социальной инженерии, сообщает Дэн Бонэ, профессор информатики и проектирования электрических систем в Стэнфордском университете. Он считает, что на предприятиях слишком много внимания уделяют двухфакторной аутентификации и составлению белых списков приложений с целью «усложнить хакерам задачу», тогда как взлом со стороны сервера, повлекший за собой раскрытие параметров доступа, также может поставить под угрозу все учетные записи и данные.
В конечном итоге, говорит Бонэ, организации должны выработать «всеобъемлющую оборонную стратегию». А она, по словам других экспертов по безопасности, также должна подразумевать регулярное применение ИИ, глубинного обучения и расширенной аналитики.
Развиваются концепции мобильной ориентированности и «околонулевого» интерфейса
Ввиду того, что в любой отдельно взятый момент больше половины потребителей и персонала компаний работают с данными со своих мобильных устройств, можно с уверенностью сказать, что концепция мобильной ориентированности прочно вошла в обиход. Тем не менее, все труднее становится разрабатывать системы, функционирующие в реалиях мобильной ориентированности и т. н. нулевых (или околонулевых) интерфейсов — и к этой проблеме в наступившем году наверняка будет повышенное внимание. (Нулевые или околонулевые интерфейсы интуитивны и прозрачны. Они не требуют никакого или почти никакого взаимодействия человека с устройством, например, касания смартфона или использования голосовых команд. Общение при этом может происходить с помощью жестов или ограничиваться межмашинным взаимодействием, как в том случае, когда вы что-то покупаете с помощью вашего смартфона бесконтактным способом.)
Необходимо уделять внимание широкому спектру технологий — распознаванию речи, распознаванию изображений, геолокации и многим другим — и встраивать соответствующие функции в приложения для смартфонов и прочие инструменты, причем делать это параллельно с развитием данной сферы технологий.
Но не менее важно более широко взглянуть на ситуацию, считает Тони Фросс, вице-президент и директор по практическому внедрению цифровых стратегий в Североамериканском регионе компании Capgemini. «Что касается дилеммы между полноценным и нулевым интерфейсом, то здесь любопытно взглянуть на носимые устройства, конкретно на „умные“ часы, — и сразу станет очевиден триумф формы над функциональностью, — поясняет он. — Низкая популярность „умных“ часов говорит об отсутствии реальной пользы от них. Однако они наглядно демонстрируют, каким образом синтез нулевого интерфейса и носимых устройств поможет сделать ИИ и распознавание голоса доступными для обывателя, пользующегося мобильными устройствами».
С какой стороны бизнес- и ИТ-руководителям подойти к этому вопросу? «В перспективе наилучшей стратегией разработки интерфейсов будет „зависимость от контекста“, при которой любое устройство с GPS-датчиком, подключенное к Интернету, может быть центром взаимодействия с пользователем, — говорит Фросс. — Этот принцип можно наблюдать в действии после недавнего запуска системы шоппинга Amazon Go, которая на сегодняшний день является наилучшим примером того, как при разработке пользовательских интерфейсов мобильная ориентированность плавно переходит в контекстную ориентированность».
Прогнозная аналитика делает успехи
На данный момент уже не вызывает сомнений, что аналитика — особенно прогнозная — находится в центре цифровой трансформации. По мнению Скотта Шлезингера, директора консалтингового подразделения IT Advisory компании EY, бизнес- и ИТ-руководители должны сосредоточиться на трех ключевых областях.
Во-первых, средства самостоятельной аналитики, которыми могут пользоваться непосредственно лица, принимающие бизнес-решения, открывают для них новые возможности. «Это высвобождает время для персонала ИТ-отдела, который теперь может больше внимания уделить качеству данных и проследить за тем, чтобы они были полными, точными и всегда доступными для сотрудников обслуживаемой им компании», — говорит Шлезингер.
Во-вторых, набирает обороты аналитика, рассчитанная на все предприятие в целом, в противоположность инициативам, направленным на отдельные подразделения или регионы. «Все реже можно наблюдать изолированные, узконаправленные сценарии использования аналитики», — отмечает Шлезингер.
И в-третьих, аналитика должна базироваться на всех доступных данных, а не только на их специализированных подмножествах. «Этот подход подразумевает применение технологий для интеграции прогрессивных технических решений с существующими техническими средствами, в которые компания вложилась ранее. Таким образом можно провести анализ по широкому спектру данных и сформировать панорамную картину текущей или будущей ситуации — внутри организации, относительно конкурентов, по рынку в целом и пр.», — поясняет Шлезингер.