Экономика знаний как цель развития цифровой экономики. Такой была тема очередного заседания Комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров. Несколько противоречиво, так как может ли быть экономика знаний целью экономики цифровой — вопрос весьма теоретический и неоднозначный. Впрочем, так далеко в научные дебри участники встречи не удалялись. Они держались вопросов более практических.

Представители Rambler рассказали об успешной автоматизации HR, переводе связанных с управлением кадрами процессов в цифровой вид и отказе в них от бумажных носителей. В холдинге довольны и своим переходом к гибким методологиям управления, на них переведена разработка ПО. Клиенты ежедневно получают актуальную информацию о ходе своего проекта, что позволило существенно повысить долю проектов, закрываемых в срок.

Президент ГК «Русские Башни» Александр Чуб, сопредседатель Комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров, рассказал об опыте перехода к торговле информацией, которая дает уже заметный процент оборота. Арендаторы торговых центров, управляемых «Русскими башнями», покупают статистику передвижения посетителей по территории.

С футуристическим докладом выступил Александр Данилин, в свое время ИТ-директор российского офиса Microsoft, а ныне руководитель направления стратегических проектов и инициативы CityNext в Microsoft Russia. Он рассказывал о проекте Rolls-Royce на базе IoT-решений Microsoft «Управление топливом» и «Предсказательная аналитика».

В нем достигнута большая эффективность операционной деятельности за счет доступа к информации о состоянии двигателей. IoT-решение Rolls-Royce и Microsoft позволяет сократить на 1% перерасход топлива, что составляет 250 тыс. долл. годовой экономии на самолет. Это больше чем 100 млн. долл. в год для крупного перевозчика с парком приблизительно из 500 самолетов. По решению «Управление топливом» у Microsoft около трехсот заказчиков в мире, с его помощью анализируются 13 тыс. двигателей и 300 тыс. рейсов в месяц.

Кроме транспорта Microsoft прицельно занимается здравоохранением. Александр Данилин рассказал о геномике (анализе генома) и привел любопытные сведения. Генетический код одного человека составляет примерно 100 Гб информации. Сегодня анализ ДНК человека стоит примерно 1000 долл. — это примерно 2% от стоимости этой процедуры в 2010 г. Это стало возможно благодаря высокопроизводительным облачным вычислениям и хранению данных в облаке. Технология становится мейнстримом благодаря падению цены и доступности, считают в Microsoft. Эксперты оценивают, что к 2025 г. будут проанализированы геномы 100 млн. человек. Полная расшифровка генома — это примерно 24 часа вычислений на достаточно мощной виртуальной машине (Azure D14 instance: 16 ядер, 112 Гб оперативной памяти, 800 Гб локальной SSD-памяти и пр.). Объем данных, которые генерируются в области геномики, удваивается каждые семь месяцев и скоро выйдет в зетабайтный масштаб (1021 байт) — прирост составит порядка 40 Зб данных в год к 2025 г.

А пока все это происходит за океаном, российские компании решают совсем другие проблемы: как бы солярки поменьше воровали водители грузовиков. Об этом рассказал Борис Паньков, генеральный директор Omnicomm.

Тема доклада была изящной: «Система мониторинга транспорта — цифровой фундамент логистической компании». Бизнес-процесс — это автомат, управляемый информацией, напомнил Паньков и подчеркнул еще одну существенную мысль. Если мы автоматизируем что-то, появляется некая новая информация. Мы должны как-то использовать ее в управлении, что изменит сложившиеся процессы. Если мы эту новую информацию не используем — всей автоматизации грош цена. Казалось бы — мысль простая. А в скольких внедрениях ей места не нашлось... Но Omnicomm — не какие-то сухие теоретики, а самые что ни на есть живые бизнес-практики. Умеют получить настоящую добавочную стоимость своих услуг. Речь идет о мониторинге транспорта, чаще всего автомобильного парка.

Борис Панков привел такие цифры: простейшее решение по оснащению трехсот машин системой слежения стоит 1 млн. руб. А комплексное решение по налаживанию системы мониторинга транспорта, включая консалтинг по оптимизации бизнес-процессов — уже 42 млн. Тут как раз самое время вспомнить, что экономика знаний отличается высокой долей услуг. И действительно, при такой марже-то...

Но шутки шутками, а один из клиентов Omnicomm — «Аэрофлот». 1423 технических средства оснащены оборудованием вендора. 30% экономии топлива после внедрения. Срок окупаемости проекта — три месяца. Другой клиент — «Транснефть»: 10−12% экономии на ГСМ. «Норильский никель» экономит 33 млн. руб. в месяц на топливе, используя те же решения. Были названы еще много имен клиентов и точные цифры экономии на топливе. Цена знания.

Всегда приятно вспомнить к месту один-другой кибернетический тезис, но обсуждая высокие материи вроде экономики знаний еще приятней стоять на твердой почве цифр и денег. И именно это — новые бизнес-модели, новые схемы услуг, продажу информации, механизмы ее добычи, потенциальные и реальные результаты проектов и интересно обсуждать, особенно менеджерам.