Таков вывод исследования «The Next Era of Human Machine Partnerships», подготовленного Dell Technologies в сотрудничестве с некоммерческой организацией Institute for the Future (IFTF) и 20 независимыми экспертами-прогнозистами. В представленном документе предпринята попытка смоделировать будущее взаимосвязей между людьми, машинами и новыми технологиями. Прогноз простирается на 13 лет — до 2030-го — и включает некоторые ключевые сдвиги в технологиях, которые окажут влияние на повседневный уклад жизни людей, в том числе на способы выполнения рабочих или должностных обязанностей.

Исследователи считают, что появляющиеся с некоторой периодичностью новые технологии, а также последние достижения в области разработки ПО, больших данных и наращивание вычислительных возможностей позволяет говорить о том, что человечество вступает в новую веху отношений с компьютерами и машинным интеллектом. По словам Dell, необходимость проведенных изысканий диктовалась тем, что впервые в современной истории ИТ предприятия и организации не представляют, какие последствия несет их бизнесу цифровая трансформация и как им с учетом этих изменений развиваться.

Опасения компаний небезосновательны. По данным опроса Dell Digital Transformation Index, цифровые изменения повлекли значительные изменения в способах ведения бизнеса. Об этом сообщили 52% руководителей высшего звена из 16 стран. Почти половина опрошенных опасается, что в течение следующих трех-пяти лет их компания станет технически отсталой. «Прежде компаниям никогда не приходилось сталкиваться с таким количеством изменений. Темпы перемен впечатляют, но их не следует бояться: нужно просто правильно к ним подготовиться. В первую очередь следует понимать, что в эпоху отношений „машина-человек“ каждый бизнес должен быть цифровым с программным обеспечением в основе», — считает главный директор по маркетингу Dell Technologies Джереми Бертон.

По его словам, предприятиям требуется побыстрее подготовиться к цифровой революции за счет наращивания производительности компьютеров, изменений инфраструктуры и обучения сотрудников. В свою очередь директор по исследованиям IFTF Рейчел Магуаер полагает, что перспективы в отношении машинного интеллекта разделили общество на две диаметрально противоположно настроенных группы: одна считает, что он лишит людей работы, другая — что он решит социальные и экологические проблемы. Она добавила, что приветствует возможности, заложенные в искусственном интеллекте, надеясь, что если с ним правильно выстроить отношения, то он принесет обществу большую пользу.

Темпы изменений в эпоху цифровой трансформации будут столь стремительными, что почти половина предприятий в ближайшие пять лет опасается утратить конкурентоспособность из-за технологического отставания.

Ниже приведены несколько выявленных в исследовании важных моментов:

▪ так или иначе, но к 2030 г. все предприятия станут ориентированными на технологии, поэтому руководителям уже сейчас следует задуматься об будущей инфраструктуре и пересмотреть рабочие процессы;

▪ возможности технологий достигнут своего пика, позволяя людям избавиться от практически любых физических ограничений;

▪ люди будут выступать в роли «цифровых проводников», поскольку более совершенные технологии станут их логическим «продолжением», которое улучшит повседневную деятельность человека;

▪ темпы перемен будут настолько быстрыми (появятся новые области промышленности), что для того, чтобы овладеть новыми навыками, потребуется крайне быстрая обучаемость;

▪ к 2030 г. человек избавится от «зависимости» от технологий и превратит их в своего партнера. Технологии будут способствовать творческим проявлениям, выступать советниками в бизнесе. Скорость, эффективность плюс навыки автоматизации послужат отправной точкой для создания машинами новых отраслевых возможностей;

▪ персональные голосовые ассистенты с возможностями искусственного интеллекта выйдут далеко за пределы своих сегодняшних возможностей. Они будут не просто отвечать на вопросы пользователя, а автоматически давать ему подсказки, основываясь на анализе повседневного поведения;

▪ опасения, что роботы заменят людей, безосновательны, но процесс поиска работы изменится, как изменится и сама работа: штатная единица с фиксированным рабочим временем превратится в набор требующих выполнения задач. Для поиска наиболее подходящих кандидатур работодатели будут использовать технологии машинного обучения, особым спросом будут пользоваться специализированные навыки;

▪ примерно через десять лет появятся десятки новых профессий. Изменения на рынке труда будут происходить довольно быстро и потребуют от соискателей овладения новыми знаниями, например, при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности. Примечательно, что способность к быстрому обучению будет цениться не меньше самих знаний.