Требования нового международного стандарта финансовой отчетности вступают в силу с 1 января 2018 года. Переход на новый стандарт IFRS 9 обещает быть непростым и достаточно трудоемким для участников российского банковского рынка, которые и так вынуждены уделять большое внимание вопросам составления отчетности.
При внедрении нового стандарта IFRS 9 финансовый сектор, по нашему мнению, ожидает три глобальных изменения, которые вполне можно назвать серьезными вызовами для его участников. Первый из них — методологический: IFRS 9 подразумевает определенный пересмотр классификации финансовых инструментов по сравнению с той классификацией, которая предусматривается ныне действующим стандартом IFRS 39. Поэтому сотрудникам департаментов бухгалтерского учета, управлений международными стандартами финансовой отчетности предстоит много работы. Придется пересматривать бизнес-цели, которые ставятся в отношении финансовых активов, и, как следствие, будут ли оцениваться финансовые инструменты через «прибыли/убытки» или по амортизированной стоимости.
Второй вызов напрямую адресован департаментам управления рисками. Поскольку новый стандарт подразумевает синхронизацию между финансовой отчетностью и теми параметрами, над которыми у нас обычно работают «рисковики», то последним необходимо будет предоставить свой взгляд на риск-параметры, учитываемые при определении стоимости финансовых инструментов. И не просто предоставить этот взгляд, но и доказать правильность своих риск-моделей аудиторам.
И третий вызов, так называемый «вызов в сотрудничестве» между различными департаментами. Ни для кого не является секретом, что взаимодействие между службами, управлениями и департаментами в финансово-кредитных организациях — это зачастую серьезная проблема, причем чем крупнее банк, тем более ощутимой она является. Успешность внедрения нового стандарта напрямую будет зависеть от того, насколько эффективно будут сотрудничать «рисковики», бухгалтеры, внутренние аудиторы, и если речь идет об автоматизации, то и сотрудники департаментов информационных технологий.
Автор статьи — руководитель группы управления рисками, RBtechnologies.