Современный бизнес и тем более бизнес будущего немыслим без информационных технологий. Однако с увеличением роли ИТ в жизни любого предприятия повышаются запросы к информационным системам и персоналу ИТ-подразделений, от ИТ-специалистов уже требуется более глубокое погружение в предметную область, они должны применять гибкие методы разработки и внедрения ИТ-решений и быстро реагировать на изменения в нуждах бизнеса с учетом постоянно появляющихся новых технологических возможностей. О том, как эти новые вызовы проявляются сегодня и как современная компания может справляться с ними, руководитель ИТ-департамента негосударственного пенсионного фонда «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» Алексей Лобачев рассказал обозревателю PC Week Андрею Колесову.

PC Week: Чем занимается ваша организация?

Алексей Лобачев: Цель деятельности НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» — выплата клиентам негосударственных пенсий. Суть нашей работы состоит в долгосрочном инвестировании полученных от клиентов средств, преумножении этих средств посредством начисления ежегодной доходности, чтобы спустя определённый срок люди получили их в виде пенсий.

Мы ориентируемся на работу с корпоративными клиентами: с нашей помощью компании — работодатели создают корпоративные пенсионные программы, в которых участвуют их сотрудники. Таким образом, нашими клиентами являются одновременно и юридические лица, и физические — сотрудники тех компаний, в которых имеется корпоративная пенсионная система. На сегодняшний день у фонда более 1,2 млн. клиентов, включая 355 тыс. получателей пенсий.

Исторически фонд был создан для реализации корпоративной пенсионной системы железнодорожной отрасли. И сегодня ОАО «РЖД» является нашим ключевым клиентом.

PC Week: Какова роль ИТ в жизнедеятельности вашего фонда?

А. Л.: Как для любой современной финансовой организации, развитая система ИТ является непременным условием функционирования негосударственного пенсионного фонда. Особенность реализации ИТ в НПФ состоит в том, что на рынке нет готовых для наших задач коробочных решений. Кроме того, сфера негосударственного пенсионного обеспечения постоянно изменяется — как в законодательном плане, так и в зависимости от экономической ситуации. К этим изменениям нужно не просто адаптироваться — их надо качественно прогнозировать заранее, действуя на опережение.

И вот как раз в том, чтобы быть способными адаптироваться к изменениям, роль ИТ является первостепенной. И сама ИТ-структура фонда должна быть гибкой, адаптируемой, готовой к переменам. Ведь если вы создали ИТ-систему жесткой архитектуры, то она превращается в тормоз для развития бизнеса, цементируя существующие бизнес-процессы.

При этом следует понимать, что нельзя рассматривать ИТ в отрыве от людей, ведь ИТ-системы появляются не сами по себе, а в результате именно тех усилий, которые прилагают бизнес-заказчики, конечные пользователи, ИТ-специалисты. Значит, ИТ должны быть так устроены, чтобы могли эффективно взаимодействовать самые разные люди, причем не только на этапах проектирования и разработки, но и в процессе эксплуатации.

Если говорить о решаемых нами функциональных задачах, то среди них: ИТ-обеспечение процессов управления инвестициями, назначения и выплаты пенсий, привлечения клиентов, сервисная поддержка, ну и, конечно, общие задачи управления компанией, такие как бухгалтерское и кадровое делопроизводство. Наши приоритеты с точки зрения ИТ-стратегии — это безопасность, клиенториентированность, повышение качества управления инвестициями и соответствие требованиям регулятора — Банка России.

PC Week: Что представляет собой ваша ИТ-инфраструктура?

А. Л.: Фонд является территориально-распределенной организацией с офисами по всей стране, компьютерами оборудовано около тысячи автоматизированных рабочих мест.

У нас имеются два небольших серверных центра, при этом плотность вычислительных мощностей в них очень высока за счет конвергенции. В принципе, всю нагрузку по предоставлению ИТ услуг (а это около 30 информационных систем) могут обеспечить по 10 серверов на каждой площадке. Один из них расположен на нашей площадке, второй — в colocation, то есть в ЦОДе провайдера. В штатном режиме они не дублируют друг друга, каждый выполняет свои задачи, но при этом каждый из них может принять на себя всю нагрузку. Наш анализ и результаты тренировок по непрерывности показывают, что у нас нет необходимости в резервных вычислительных мощностях.

Если в самых общих чертах охарактеризовать нашу ИТ-стратегию в инфраструктурном направлении, то это: ориентация на аутсорсинг, консолидация ИТ-ресурсов и постоянное движение в сторону облаков.

PC Week: А в чем заключается ваше движение в сторону облаков?

А. Л.: Вся наша серверная инфраструктура виртуализирована и работает в режиме внутреннего облака. Мы можем легко перемещать нагрузки между ресурсами, в том числе между нашей площадкой и colocation . А соответственно без особого труда можем перейти к использованию внешних облаков. И сейчас мы изучаем такую возможность. Хотя пока ценовые предложения российских облачных провайдеров (ведь по закону о персональных данных можно использовать только ИТ-ресурсы внутри страны) слишком высоки: у них стоимость почти в четыре раз выше, чем в случае colocation.

PC Week: В четыре раза?! Это же запредельная цена! Зачем вы вообще ведете переговоры с ними?

А. Л.: ИТ-мир все равно движется в эту сторону, и цены на внешние облака будут постепенно снижаться. Мы же скорее пока изучаем и анализируем ситуацию.

Должен сказать, что безопасность и защита клиентских данных — это один из наших главных приоритетов. С гордостью могу констатировать, что за все годы работы у нас не было инцидентов с утечками информации.

Поэтому и при изучении облачных возможностей мы особое внимание уделяем именно вопросам информационной безопасности. Вполне вероятно, что облачные провайдеры могут обеспечить даже более высокий уровень защиты, чем в варианте on-premise.

PC Week: А чем занимается ваш ИТ-департамент? Как я понял, вы ориентируетесь на аутсорсинг ИТ-услуг и занимаетесь именно управлением проектами.

А. Л.: Не совсем так. На аутсорсинге у нас находится только часть разработки и высокоуровневая экспертиза по внедрению новых ИТ-проектов, а эксплуатация и сопровождение — это уже зона нашей ответственности. У нас в департаменте около тридцати человек, примерно половина занимается новыми проектами и половина — сопровождением, хотя это деление довольно условно.

PC Week: А какие базовые программные платформы вы используете?

А. Л.: Если говорить о прикладном ПО, то у нас есть две основные части — специализированная система персонифицированного учета — аналог автоматизированной банковской системы (АБС), которая для нашего бизнеса является ключевой и работает в режиме реального времени, и большой набор вспомогательных задач, тоже важных, но не сколь критичных с точки зрения непрерывности бизнеса. Соответственно эта система у нас работает на программно-аппаратной платформе IBM, а всё остальное — на Microsoft (Windows, SQL Server, Office и др.).

Кроме системы персонифицированного учета, разработку и развитие которой обеспечивает российский вендор, для решения учетных задач мы используем платформу «1С:Предприятие», в том числе для управления финансами и бюджетированием. Год назад мы одними из первых в стране внедрили у себя новое тогда комплексное решение «1С: Управление холдингом». Надо сказать, что у нас накоплена хорошая экспертиза в области адаптации и внедрения продуктов «1С», мы реализовали несколько интересных разработок, которыми искренне гордимся.

PC Week: Вы в начале разговора упомянули о необходимости повышать скорость внедрения новых сервисов и о важности взаимодействия всех категорий участников ИТ-проектов. Расскажите, пожалуйста, об этом аспекте.

А. Л.: Времена, когда ИТ-специалисты и пользователи стояли по разные стороны баррикад (а баррикадой были как раз программно-аппаратные средства) и общались друг с другом только на уровне технического задания, давно прошли. Сегодня они должны работать в одной связке и при этом двигаться навстречу друг другу: необходимо, чтобы ИТ-специалист глубже вникал в бизнес-контекст, а бизнес-пользователь — лучше понимал возможности ИТ. Ясно, что задачей современного ИТ-специалиста является обеспечение не работы компьютеров, а прежде всего функционирования и развития бизнеса. Он должен разбираться в том числе в инвестициях и финансах, понимать, как здесь следует применять ИТ-инструментарий. Точно так же и бизнес-потребитель должен знать ИТ. Ведь сегодня бизнесом традиционных компаний все чаще становится создание ИТ-систем для других, то есть ИТ-функции бизнеса становятся самим бизнесом.

Как я уже сказал, при реализации ИТ-проектов мы ориентируемся на использование модели аутсорсинга. При этом в рамках одного проекта часто имеем дело с несколькими подрядчиками. Например, над задачей по изменению методологии учета могут работать до пяти подрядчиков: одни занимаются методологией, вторые — интеграцией, третьи — справочниками НСИ, четвертые отслеживают производительность, пятые отвечают за безопасность. В таких условиях особенно востребована задача по автоматизации процессов управления: управление разработкой, сопровождением, проектной деятельностью.

Мы сейчас разворачиваемся в сторону более широкого применения гибких методов (Agile, Scrum, DevOps) разработки и внедрения ИТ-систем, но тут возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью соблюдать стандарты и требования, а также с определением оптимального соотношения между гибкостью и гарантиями получения нужного конечного результата.

PC Week: Какие проекты, выполненные недавно или выполняемые сейчас, вы могли бы выделить как наиболее важные и интересные?

А. Л.: Самая большая задача этого года — приведение нашей системы персонифицированного учета и ряда учетных систем в соответствие с требованиями Банка России (в отношении пенсионного бизнеса, к которому мы относимся), вступившими в силу с 2017 г., а также вновь предъявляемым требованиям. Это такие проекты как внедрении ОСБУ, ЕПС, перевод отчетности в электронный формат XBRL. Проблема здесь в том, что мы во многом зависим от большого проекта, реализуемого самим Банком России. В ходе реализации таких проектов часто вносятся коррективы, так что нам придется очень быстро реагировать на возможные изменения.

Еще одна интересная работа этого года — подключение нашей ИТ-инфраструктуры к государственной Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) пользователей. Как известно, изначально ЕСИА была создана для портала госуслуг, потом Минкомсвязи стало распространять ее на другие уровни органов исполнительной власти, а сейчас очередь дошла и до коммерческих структур, правда, пока только в финансово-страховой сфере. Нам этот проект видится очень перспективным, так как он позволит применять унифицированный механизм авторизации, уже хорошо знакомый нашим пользователям, в том числе и потенциальным.

PC Week: А что вы можете сказать о реализации электронного взаимодействия с вашими клиентами?

А. Л.: Со своей стороны, если говорить о наличии технологий и решений, мы готовы отказаться от бумаги хоть сегодня. Но на практике из-за текущих нормативно-законодательных требований вынуждены поддерживать то, что у нас принято называть бумажно-электронным документооборотом, когда многие подлинники документов должны быть в бумажном виде. Для реализации полностью безбумажного документооборота пользователям нужно применять усиленную электронную подпись, а процедуры ее получения для рядовых физических лиц довольно сложны и не очень дешевы. В этом плане мы как раз возлагаем серьезные надежды на интеграцию с ЕСИА, поскольку клиенты смогут применять уже имеющиеся у них электронные сертификаты.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)