Мы завершаем рассказ о развивающихся технологиях, «дозревших» к адаптации на предприятии в рамках цифровой трансформации. В анализ Диона Хинчклиффа из ZDNet также включено несколько новинок, которые в ближайшие годы перейдут из категории развивающихся в категорию основных.

• Искусственный интеллект. В ближайшие годы ожидается бурное развитие программных решений и сервисов, использующих технологии машинного обучения и систем ИИ на базе нейронных сетей. По данным J’son & Partners Consulting, они стали ключевым технологическим трендом 2016 г., и объем глобальных инвестиций в них превысил 500 млн. долл.

По прогнозам Markets and Markets, к 2020 г. рынок ИИ вырастет до 5 млрд. долл. за счёт применения шести фундаментальных технологий: машинного обучения, глубинного обучения, компьютерного зрения, обработки естественного языка, машинной аргументации и сильного ИИ.

Объем рынка распознавания образов к 2020 г. достигнет 29,98 млрд. долл. при среднегодовом темпе роста на уровне 19,1%. Технологии распознавания образов обеспечивают распознавание паттернов, оптических образов, кода, объектов и цифровых фотографий. Они либо по отдельности, либо в интегрированном виде используются в таких сферах, как безопасность и наблюдение, сканирование и создание изображений, маркетинг и реклама, дополненная реальность и поиск изображений. Ключевым драйвером этого рынка является уход всех процессов как в бизнесе, так и в потребительском сегменте в облака, а также рост влияния Интернета, смартфонов, социальных медиа.

Рынок обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP) оценивается Market And Markets в 7,63 млрд. долл. в 2016 г., он вырастет до 16,07 млрд. долл. к 2021 г. при ежегодным росте на уровне 16%. Основными драйверами считается рост спроса на более продвинутый уровень пользовательского опыта, использования «умных» девайсов, инвестиций в здравоохранение, применения сетевых и облачных бизнес-приложений и M2M-технологий.

• Customer Journey Mapping. Это маркетинговая технология, которая упрощает общение с клиентами и делает коммуникативную стратегию более эффективной. В обобщенном виде CJM означает «создание карты путешествия клиента». На самом деле это не просто карта, а целая история, которая начинается в момент первого знакомства и продолжается порой долгие годы. Если говорить более научно, то это ориентированный граф, на котором с помощью точек контакта отображается путь клиента.

Необходимость в CJM появилась в тот момент, когда взаимодействие с клиентами стало не эклектичным (отдельно сайт, отдельно реклама, отдельно служба продаж, отдельно поддержка), а системным: все каналы заработали вместе. Технология систематизирует отношения с клиентами и помогает предоставить им нужный контент в нужное время. CJM рассматриваются как производные CEM-систем, но реализующие более эффективный опыт работы с данными. К 2023 г. при ежегодном росте на 14% CJM превратится в отрасль стоимостью 12 млрд. долл.

• Интернет вещей/Интернет всего. RFID-метки и камеры слежения за ситуацией на дорогах — это только малая часть айсберга Интернета вещей. Практически все рыночные наблюдатели сходятся во мнении, что в ближайшие годы количество IoT-устройств будет расти в геометрической прогрессии. Несложно понять, что такая ситуация открывает большие перспективы для бизнеса, желающего извлечь выгоду на зарождающемся рынке. По сути, IoT — это не только аппаратный рынок, но и рынок глобальных потоков данных, аналитики, поэтому конкуренция на нем развернется не только среди производителей техники, но и компаний, добывающих ценную информацию из данных.

Особую ценность IoT придает гибкость подключаемых сетей и возможность сопряжения мириад крохотных сенсоров и датчиков с ИИ. По оценкам Boston Consulting Group, при ежегодном среднегодовом темпе роста на 20% к 2020 г. объем рынка Интернета вещей составит 267 млрд. долл. Этот рынок станет частью всеобъемлющего суперрынка Интернета всего. Hexa Research оценила его объем в 7 трлн. долл., а среднегодовой темп роста — 16%.

• Блокчейн и распределенные реестры. Блокчейн известна в первую очередь как технология, на базе которой построен биткоин. Но есть множество других способов использования блокчейна в отрыве от криптовалют. Смельчаки называют блокчейн главным технологическим прорывом со времен изобретения Интернета. Принцип работы блокчейна довольно прост. Его можно представить как учетную книгу, которая есть у каждого участника события и которая постоянно обновляется. По сути, в эту книгу можно вписать любое событие — от финансовых операций с криптовалютами до результатов голосования на выборах президента.

Некоторые специалисты предрекают, что технология блокчейн настолько многогранна, что может представлять ценность в далеких от финансов отраслях. Так, HPE полагает, что блокчейн найдет применение практически во всех корпоративных приложениях, особенно это касается критически важного софта. По данным Allied Market Research, до 2023 г. блокчейн и распределенные реестры продемонстрируют 58%-ный рост. Но объем рынка, по сравнению с IoT, например, выглядит уже не настолько впечатляющим — до 5,4 млрд. долл.

• Социальный бизнес. Вот уже не один год как технологии социализации цементируют сообщества и организации на пути к формированию более тесных взаимосвязей. Инструменты совместной работы и коммуникаций являются выбором компаний, желающих оставаться в тренде. Несмотря на то, что термин «социальный бизнес» устаревает или становится всё более расплывчатым, практика показывает его действенность. По данным AbsoluteReports, такие методы социальной инженерии, как корпоративные социальные сети и социальная бизнес-аналитика, в следующие несколько лет продемонстрируют 26%-ный ежегодный рост.

• Большие данные. В современном мире Big Вata — социально-экономический феномен, который связан с тем, что появились новые технологические возможности для анализа огромного количества данных. Объёмы неоднородной и быстро поступающей цифровой информации невозможно обработать традиционными инструментами. Сам анализ данных позволяет выявить определённые закономерности, которые не может увидеть человек. Это позволяет оптимизировать все сферы нашей жизни — от государственного управления до производства и телекоммуникаций.

К 2020 г., по прогнозам, человечество сформирует 40-44 Зб информации. А к 2025 г. этот объем вырастет в 10 раз, говорится в докладе The Data Age 2025, который был подготовлен аналитиками IDC. В докладе отмечается, что большую часть данных будут генерировать сами предприятия, а не обычные потребители. Через три года объем рынка Big Data достигнет 203 млрд. долл., он продемонстрирует ежегодный 12%-ный рост.

• Открытые API. Согласно исследованию Gartner, большинство современных технологических трендов обусловлены открытыми программными интерфейсами. Концепцию Open API берут на вооружение и все чаще используют крупнейшие интернет-компании, платежные системы и финансовые организации. Для участников европейского банковского сектора предоставление доступа к API сторонним разработчикам стало даже законодательно регулируемым требованием.

Однако тенденция открытых API характерна не только для технологических структур. Хорошим примером служат новые возможности, которые предоставляет тренд в контексте организации рекламных услуг. Рынок API богат различными технологиями и подходами, но настоящим барометром его роста служат API-платформы. Zion Market Research полагает, что при среднем ежегодном росте в 33% объем рынка Open API к 2023 г. составит 3,4 млрд. долл.

• Совместная экономика, или экономика потребления (sharing economy). Концепция совместного потребления подразумевает сдачу в аренду неиспользуемых автомобилей, домов, велосипедов, техники и других объектов. Изначально sharing economy предполагала обмен между людьми, но, как это часто бывает, эффективно использовать этот ресурс в своих целях научились и компании. Выяснилось, что большинство тех, кто продает на eBay — это компании, которые скупают товар со складов или продают восстановленную технику.

Наиболее известное воплощение идеи совместной экономики — сервис Airbnb, однако за последние четыре года возникло как минимум 100 компаний, которые предлагают собственникам извлекать небольшой доход из самого разнообразного имущества без необходимости нести какие-то дополнительные расходы. Объем мирового рынка sharing economy при среднегодовом темпе роста 33% к 2025 г. может достичь 335 млрд. долл. Основные надежды по дальнейшему его развитию связаны с несколькими категориями услуг: подбор персонала, аренда жилья, каршеринг и поиск попутчиков. В ближайшие десять лет средний ежегодный рост каждого из этих сегментов составит 25-35%.

Хинчклифф обращает внимание, что список перспективных технологий и технологические циклы из года в год варьируются с такой скоростью, что стратегическое планирование за ним не поспевает. DevOps, контейнеры, Kubernetes, Mesos — все это может показаться сложным, но служит единственной цели — перейти от старого стиля использования ИТ к новым упрощенным и легким в управлении корпоративным системам. Рыночные победы сегодня достаются не самым зрелым и опытным компаниям, а тем, кто способен быстрее всего меняться и развиваться.