Традиционные виды инструментария BPM (управление бизнес-процессами), как сообщает портал TechTarget, в последнее время все чаще замещаются альтернативами в форме приложений на базе облаков и микросервисов, которые нередко оказываются более практичными. И хотя это позволяет предприятиям задействовать преимущества новых технологий из категории искусственного интеллекта (ИИ) и ботов, а также модернизировать определенные бизнес-процессы, этот тренд также привносит специфичные риски, которые должны стать предметом забот архитекторов корпоративных систем.

Существование инструментов BPM во многом связано с тем, что другие классы корпоративных приложений, например CRM, ERP или ECM, не имеют сильных средств управления потоками работ. Однако сегодня на рынке появляются новые виды ПО для управления бизнес-процессами и потоками работ.

Когда нужный BPM-инструмент начинает поставляться в виде микросервисов, предприятия могут заменить слой потоков работ, действовавший внутри других приложений, на BPM-микросервисы. Однако для этого необходимо, чтобы и традиционные поставщики корпоративных приложений переходили на архитектуру микросервисов.

Это переход, вероятно, растянется на время, так как большинство вендоров корпоративных приложений по 10-15 лет работают над унаследованным монолитным кодом, cчитает Брайан Рил, сооснователь и CEO фирмы ProcessMaker, поставляющей средства BPM и занимающейся консалтингом.

Несмотря на потенциальные преимущества BPM-инструментов на базе микросервисов, новые нормативы вроде регламента Евросоюза General Data Protection Regulation могут препятствовать их внедрению в практику, давая второе дыхание традиционным монолитным кодовым базам. Это связано с тем, что инструменты более традиционного типа облегчают возможность оперировать всеми корпоративными данными в одном месте, обеспечивая лучшие управление и контроль, чем когда данные перемещаются между разными сервисами и инструментами.

Облачные провайдеры продолжают дифференцировать свои ИИ-предложения. И хотя первое поколение ИИ-инструментов в основном решало технические проблемы, некоторые из них сегодня содержат усовершенствования, которые ориентированы на бизнес и могут усилить встряску рынка BPM.

Так, средства типа Salesforce Einstein могут ранжировать круги потенциальных покупателей, идентифицировать мошеннические действия и давать продуктовые рекомендации, а бизнес может все это соединить с потоками работ. Ряд поставщиков ныне также предлагает ИИ-библиотеки, вмещающие различные алгоритмы, и предприятия могут модернизировать свои бизнес-процессы, встраивая эти библиотеки в приложения.

«В 2018 г. в мейнстрим начнет переходить более адресный и специальный ИИ, — считает Лэкс Шрини, сооснователь и директор по технологиям фирмы Zenefits, поставляющей SaaS-платформу для кадровых служб предприятий. — Мы достигли переломной точки, когда стали широкодоступны ИИ-библиотеки, адресованные узкоспециальным нуждам».

Для улучшения своих процессов и, в частности, разработки приложений, предприятия также продолжают внедрять боты. Например, Zenefits использует боты, чтобы разработчики получали информацию не по запросам, а в порядке уведомления. Теперь компания может доставлять разработчикам актуальную информацию и обновления на всех стадиях их рабочего конвейера, не требуя, чтобы они самостоятельно все это отслеживали и обрабатывали. По словам Шрини, чатботы также все шире используются корпоративными службами поддержки пользователей. Это способствует сокращению общих затрат на поддержку и росту доходов предприятий.

Хотя микросервисы, ИИ и чат-сервисы трансформируют рынок BPM, они вместе с тем создают потенциальные проблемы в сфере GRC (управление рисками и соблюдение нормативов). Например, чтобы улучшить исполнение бизнес-процессов посредством ИИ-приложений для прогнозной оценки базы покупателей или обнаружения мошеннических действий могут потребоваться конфиденциальные финансовые или персональные данные клиентов. Компаниям необходимо создавать барьеры, защищающие эти данные при их перемещении в новых потоках работ.

С другой стороны, высказываются мнения, что стратегические подходы к использованию ИИ и ботов на самом деле могут улучшить GRC и в целом бизнес-этику. Например, исторически организациям приходилось умалчивать определенную информацию о своих работниках из-за ограниченности ресурсов и непомерного объема требуемой отчетности. ИИ и боты во многих отношениях помогают упростить сбор этой информации. Они позволяют обеспечить более полный и интерактивный процесс сбора информации, сделать его по контексту более релевантным, управлять его широтой и адресовать выявленные проблемы наиболее компетентным работникам департамента соблюдения нормативов и этики. В конечном счете, это позволит предприятиям быстрее обнаруживать и устранять потенциальные риски.

Версия для печати